Posted 18 августа 2014,, 18:54

Published 18 августа 2014,, 18:54

Modified 30 января, 23:35

Updated 30 января, 23:35

Макаревич снова против

18 августа 2014, 18:54
Николай Ульянов
История с нападками на Андрея Макаревича из-за его отношения к украинским событиям все более напоминает плохой анекдот или 70-е годы прошлого столетия в СССР, когда деятелей культуры из-за инакомыслия лишали всего и выдавливали за рубеж.

История с нападками на Андрея Макаревича из-за его отношения к украинским событиям все более напоминает плохой анекдот или 70-е годы прошлого столетия в СССР, когда деятелей культуры из-за инакомыслия лишали всего и выдавливали за рубеж. Всемирно известного (как минимум, в русскоязычной среде) поэта и музыканта, символ свободы 1970-80-х годов, до недавнего времени практически эталон дружбы культуры и власти, представители правящей партии подозревают в предательстве и требуют лишить госнаград.

Что тут скажешь?

Во-первых, Макаревичу не повезло родиться в России с ее непредсказуемой политикой, значит расслабляться не стоит до самой смерти. Нужно потерпеть лет 10 (меньше едва ли, исходя из истории страны), после чего руководители государства снова придут попозировать в кабак (если таковой еще будет существовать) Макаревича, чтобы подпиариться перед выборами (если таковые еще будут существовать).

Во-вторых, Макаревичу не следовало задирать нос и самовозноситься на Олимп в предыдущие «сытые» и спокойные годы, отсюда у него появилось ощущение «памятника», с которым в любимой стране ничего худого уже случиться не может. Я хорошо помню эту его «забронзовелость», когда Макар (а для людей моего поколения, как и предыдущих нескольких, его зовут именно так) на вопрос о творчестве и проблемах оппозиционного поэта и рокера Егора Летова, символ свободы следующего поколения, высокомерно заявлял: «я с этим господином» не имею ничего общего и знаться не хочу. По иронии судьбы сегодня Макар сам оппозиционер, причем не менее радикальный, судя по реакции власти на его поступки, чем тогда был Егор. А тогдашние партийные товарищи Егора сегодня на коне, даже от Лимонова отстали и не мешают ему со сторонниками собираться 31 числа каждого месяца на столичной площади. Ирония судьбы.

В-третьих, Макаревичу ни в коем случае нельзя пытаться помириться с теми, кто его сейчас шельмует. Потому что в нашей стране популярным поэтам и музыкантам всегда легче отстаивать идеалы свободы, чем простым людям. Первых за инакомыслие и инакоделание не сажают (в отличие от вторых, примером чему может служить «болотное дело»). Да и вообще практически не сажают. Более того, как показал пример того же Высоцкого, власть так же втайне наслаждается творчеством революционных поэтов и музыкантов, как и простые люди. Пример из той же серии – запоздалое признание в любви к творчеству Егора Летова экс-спикера Совета Федерации и лидера парламентской партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова. Последний перед выборами даже на могилу Летова в Омске заехал.

В общем, Андрей, надо держаться, как бы вас ни прессовали депутаты с типично русскими фамилиями! Позади родная Москва, отступать некуда.

И, наконец, всегда есть надежда на то, что Россия последних 15-ти лет подтвердит свой статус «страны имитаций». Ведь на инициативу депутата с типично русской фамилией от его же партии может последовать гордый ответ, что, мол, мы поэтов наград не лишаем, это не наша практика. Равно как мы заблуждающихся поэтов не сажаем, а позволяем им раскаяться. И хотя, конечно, Макаревич – не Стас Михайлов или Валерия с Газмановым, но тоже, говорят, поэт. Значит, как кошка с мышкой, поиграют и, будучи сытыми, бросят. Худого не случится. И аудитория госканалов останется довольной – такая драма.

Вот только вопрос – готов ли сам Андрей примерить венец страдальца за общее благо? И еще – согласится ли он с девизом «этого господина» Егора Летова: «Я всегда буду против!»?

Николай Ульянов