Posted 22 сентября 2014,, 15:45

Published 22 сентября 2014,, 15:45

Modified 31 января, 00:09

Updated 31 января, 00:09

Русское гетто в степях Украины

22 сентября 2014, 15:45
Москва пытается обменять Донбасс на превращение Порошенко в Януковича. Но возможно ли это? И когда война вернется - поверит ли кто-то кремлевским песням про «разделенный русский народ»?

Пятничное заседание минской группы по Донбассу - уже вторая за две недели попытка добиться прекращения огня. Поскольку первое соглашение нарушалось сотни раз, его решили детализировать. Минск-2 предполагает запрет на наступления, перестрелки и полеты авиации, отвод крупнокалиберной артиллерии на 15 км от линии фронта, вывод из состава вооруженных подразделений той и другой стороны иностранных «добровольцев» и «наемников», контроль ОБСЕ над всей российско-украинской границей.

Соглашение это, подписанное не признаваемыми ни Киевом, ни даже командирами ополчения чиновниками ДНР и ЛНР, вызывает массу вопросов. С одной стороны, интенсивность огня снизилась. Продолжается обмен пленными, силы АТО без боя оставляют населенные пункты вокруг Донецка. Сам город, правда, продолжают обстреливать.

С другой стороны, Минск-2 явно больше выгоден Украине, и не только потому, что, возможно, до трети армий ДНР и ЛНР составляют россияне. В августе линия фронта сдвинулась на запад, оставив границу в тылу у ополченцев. И если она перейдет под контроль союзного Украине Запада в лице ОБСЕ, это будет ничем иным как окружением.

Ясно, что, не помогай Москва ополченцам, Киев уже бы их разгромил. А продолжай она поддерживать их так же, как в августе, те дошли бы если не до Киева, то до Харькова, Запорожья и Херсона. Но возможность разбить крупные силы АТО в сентябрьских котлах была сознательно упущена ради переговоров с Порошенко. Кремль его считает теперь «миротворцем», осаждаемым «радикалами с обеих сторон».

Таким образом, Москва не дает одержать военную победу никому. Это ведет к замораживанию конфликта и созданию на Донбассе даже не еще одного депрессивного "Приднестровья", а, учитывая масштабы взаимной ненависти и разрушений, нового «Сектора Газа».

Возникает закономерный вопрос: что дальше? Если цели Киева и ополченцев понятны (те и другие хотят, как минимум, полного контроля над Донбассом), то в чем состоит конечная цель Москвы? Принято считать, что Кремль хочет минимизировать ущерб от ассоциации Украины с ЕС, не допустить вступления Украины в НАТО, затормозить волну санкций Запада, добиться международного признания прав России на Крым и заставить Запад поучаствовать в восстановлении Донбасса.

Что ж, кое-каких успехов Москва добилась: фактически ассоциация отложена на год. Но обсуждать с россиянами изъятие каких-либо положений из этого договора Киев отказывается. Учитывать мнение Москвы в своих отношениях с Украиной НАТО не собирается. Предложения экспертов "обменять" Донбасс на признание Крыма Вашингтоном вовсе не гарантируют, что так оно и будет. А тем временем, выходящие из окружения украинские войска готовят новую осаду Донецка.

В Москве надеются, что холодная и голодная зима «отрезвит» украинцев, а если нет, она может снова начать помогать ополченцам. Но не развалятся ли к тому времени преданные олигархами, утратившие перспективу республики Донбасса? И позволит ли это Москве удержать беснующуюся от ненависти Украину в орбите своего влияния?

Вряд ли. Для победы невоенными средствами нужны привлекательные ценности, а их у России нет – она сама питается идеологическими крошками с западного стола. Максимум, что может получить Кремль, манипулируя Донбассом, таможней и ценами на газ – это напомаженную мумию домайданной Украины, только переродившуюся изнутри, враждебную, готовую в любой момент вцепиться в глотку.

И когда война, как неизжитая карма, вернется - поверит ли кто-то в "законы о вводе войск", в «разделенный русский народ" и "не дадим в обиду»? И захочет ли кто-то после всего этого снова идти в ополчение?

Виктор Ядуха

Перейти на страницу автора