Posted 1 декабря 2014,, 13:04

Published 1 декабря 2014,, 13:04

Modified 31 марта, 10:27

Updated 31 марта, 10:27

Добропорядочность от ВИЧ не спасает

1 декабря 2014, 13:04
Сергей Лесков
Подавляющее большинство российских граждан до сих пор считают, что СПИД – удел проституток, наркоманов, людей с беспорядочными половыми связями. Однако данные врачей говорят, что такой взгляд безнадежно устарел.

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. Будем откровенны, в нашем обществе царит брезгливое и даже враждебное отношение к ВИЧ-инфицированным. До сих пор, через тридцать лет после появления СПИДа в России, эти люди часто становятся изгоями и теряют работу. Очень долго даже среди медиков преобладал прогноз, что СПИД останется локализованным в узких маргинальных кругах наркоманов и лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Склонные к популизму политики публично поддерживали «вымирание нариков». Но объективные данные о распространении СПИДа говорят о том, что подобные высказывания – следствие эпидемиологической и медицинской неграмотности.

В 1980-1990-х годах едва ли не официально утверждалось, что сексуально благонадежным гражданам опасаться нечего. В обществе наблюлась брезгливая «спидофобия», о которой красноречиво говорят результаты опроса «Левада-центра» в 1999 году: 34% россиян высказывались за физическое уничтожение или изоляцию ВИЧ-инфицированных. Недавний опрос ФОМ показал, что на этом фронте мало что изменилось. Подавляющее большинство российских граждан считают, что СПИД – удел проституток, наркоманов, людей с беспорядочными половыми связями. Отсюда вывод: на профилактику и лечение СПИДа можно особо не тратиться.

Время в России упущено - и потери очень велики. Официально у нас в стране около одного миллиона инфицированных. При этом за последние пять лет их число удвоилось. О такой динамике мы привыкли слышать применительно к африканским странам. 45 процентов вновь зараженных – обычные люди без каких-либо отклонений.

То есть, половина ВИЧ-инфицированных - это граждане, которые не принимают наркотики и придерживаются традиционных гетеросексуальных отношений. И очень часто заражение происходит в браке. Таким образом, взгляд на СПИД как на наказание маргиналов безнадежно устарел.

Во всех сообществах существует жаргон, который посторонним людям может показаться странным и жестоким. Есть жаргон у врачей, но есть и у пациентов. Так вот, среди ВИЧ-инфицированных принято называть больных, заразившихся половым путем «половичками». Грустный юмор…

Самая плохая ситуация – в Иркутской, Кемеровской, Самарской, Тюменской, Ленинградской областях, которые по социальному климату ничем не отличаются от других регионов. 60 процентов случаев ВИЧ-инфицирования в России приходится на 11 российских регионов. 60 процентов инфицированных – мужчины.

Жуткие цифры: за год в России от СПИДа умирают 25 тысяч человек. Это 70 человек в день. Или три человека каждый час.

Некоторые въедливые эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что картина СПИДа в России не выявлена полностью. И больных в действительности 1,3 млн, а умирает ежегодно 80 тысяч больных, то есть, в три раза больше, чем утверждает официальная статистика. Если это правда, то уровень ВИЧ-инфекции в России и в США примерно одинаков – 550-600 больных на 100 тысяч человек. Еще в 1990-х годах СПИД считался в нашей стране почти неслыханной и позорной болезнью, но динамика такова, что мы вышли на уровень страны, где, как мы считаем, царят самые распущенные нравы.

На лечении СПИДа мы экономим, опять же по той причине, что считаем больных маргиналами, которые сами покарали себя и расплачиваются за грехи. Антивирусную терапию получает только пять процентов больных. Профилактика обходится в 69 копеек в год на одного человека. По мировым стандартам, в пересчет нужен уровень в 200 рублей.

Но факты говорят о том, что от этого самообмана страдают самые обычные люди. Российская статистика ужасает: 2,5% мужчин в возрасте 30-35 лет и почти 2% женщин в возрасте 25-30 лет заражены ВИЧ. Это, конечно, еще не СПИД, которым называется терминальная стадия инфекции. Но без приема дорогостоящих препаратов ВИЧ-инфекция неизбежно развивается в СПИД. Без терапии летальный исход при заболевании СПИДом наступает в интервале 6 -19 месяцев. ВИЧ-инфицированные без лечения живут 9 - 11 лет.

Происхождение СПИДа остается загадкой. Веками человечество страдало от чумы, оспы, холеры, лихорадки, тифа. 30 лет назад появилась новая инфекция – СПИД. Статистика запутана, поскольку со СПИДом связаны многие болезни. По данным ВОЗ, каждый год от СПИДа умирает три миллиона человек, всего жертв – уже 75 миллионов, а больных - 50 миллионов.

СПИД был выявлен в 1981 году в США. И поначалу болезнь называлась иначе – Gay-related immune deficiency. То есть, врачи пребывали в уверенности, что это болезнь косит лишь гомосексуалистов. Потом группа риска была расширена за счет наркоманов. За свободу нравов в богемной среде поплатились Фредди Меркьюри и Рудольф Нуриев, Джиа Каранджи и Рок Хадсон. Но от СПИДа умерли также писатель Айзек Азимов, первая ракетка мира Артур Эш, философ Мишель Фуко, которые были заражены при переливании крови. СПИД давно преодолел эпидемиологический порог, и теперь от болезни не застрахованы самые добропорядочные граждане.

По данным ВОЗ, инфицированные с нетрадиционной ориентацией – лишь полтора процента больных. Основная группа риска – наркоманы. Среди людей, принимающих наркотики внутривенно, зараженных около 50%. Это наша собственная социальная проблема, ни на кого эту прискорбную статистику свалить не удается. Исследования в США, Европе и России показывают, что мигрантов среди больных ничтожное количество.

Исследование путей распространения эпидемии и молекулярно-эпидемиологический анализ показали, что 95 процентов всех изученных случаев ВИЧ-инфекции в России ведут происхождение от вспышек СПИДа в Николаеве и Одессе в 1993 и 1995 годах. На них не было обращено должного внимания, не были поставлены эпидемиологические барьеры, поскольку в пределах бывшего СССР среди медиков царило убеждение о том, что болезнь не выйдет за пределы маргинальных групп риска.

Руководитель Федерального центра по борьбе со СПИДом академик Вадим Покровский считает, что в России государственной стратегии по-прежнему нет, меры по контролю губительной болезни малоэффективны, а вся тактика состоит в борьбе с проявлениями СПИДа, а не с причинами, его вызывающими и, тем более, не с профилактикой заболевания, которая состоит в скучных предупредительных мерах.

Врачи во всем мире ищут лекарство от СПИДа. Неплохих препаратов уже много, но гарантии пока не существует. Может быть, успех близок. Мне кажется, не менее важно преодолеть враждебное отношения к больным. В конце концов, среди больных СПИДом –ни в чем неповинные дети. В России около 8 тысяч зараженных детей, 600 их них каждый год умирают.

Принцесса Диана постоянно навещала больных СПИДом, обнимала каждого и отдавала свое тепло. В России подобных примеров не найти. И я думаю, не только по той причине, что у нас нет ни одной настоящей принцессы.

Сергей Лесков