Posted 23 января 2015,, 11:47

Published 23 января 2015,, 11:47

Modified 31 марта, 09:45

Updated 31 марта, 09:45

О ценностях и справедливости

23 января 2015, 11:47
Александр Желенин
Мы все ближе к такому положению вещей, когда ограниченный круг представителей одной конфессии будет определять полезность или вредность тех или иных представлений о жизни. То есть, на пути к тому обществу, которое называется теократическим.

Первое и, видимо, не последнее выступление патриарха Московского Кирилла в Госдуме, которое состоялось накануне, вероятно, войдет в историю как новый этап целенаправленного движения России по пути в прошлое.

Судя по всему, «божий замысел», а точнее то, что под ним понимают нынешние отцы РПЦ, в скором времени будет определять жизнь россиян уже не путем проповедей священников или трансляций их выступлений по телеканалам, а на законодательном уровне. Иными словами, мы все ближе к такому положению вещей, когда ограниченный круг представителей одной конфессии будет определять полезность или вредность тех или иных законодательных инициатив, тех или иных ценностей, учебных программ или программ политических партий. То есть, мы на пути к тому обществу, которое называется теократическим. Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается у меня из речей патриарха Кирилла в Госдуме.

Это выступление в очередной раз продемонстрировало, что церковь при активной поддержке российской власти все больше приобретает черты «руководящей и направляющей силы», и в таком качестве вторгается практически во все сферы жизни общества и человека. В том числе, и в те, в которые раньше вход ей был заказан. Например, в сферу высшего технического образования. Яркий образчик – учреждение кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».

Если раньше кому-то казалось, что МИФИ был обязан появлению такой кафедры, а также строительству церкви на своей территории, особенностям мировоззрения ректора этого образовательного учреждения Михаила Стриханова, то в ближайшее время эти иллюзии, судя по всему, испарятся, поскольку такие кафедры, похоже, теперь появятся во всех российских вузах.

Во всяком случае, глава РПЦ, выступая в Думе, уже посетовал: почему, дескать, в российских вузах можно стать бакалавром или магистром теологии, а доктором нельзя. Возмущен он и тем, что государство недостаточно финансирует православные школы. Проблема, по его мнению, заключается в том, что «по остаточному принципу все это финансируется, и получается, что люди дискриминируются по религиозному признаку».

Та мысль, что финансированием православных школ в стране, в которой по Конституции (!) не только государство, но и школа отделены от церкви, должна заниматься сама РПЦ, патриарху в голову вероятно не приходила.

Впрочем, если Конституция у нас чему-то мешает, то это, похоже, проблемы самого этого документа. Так что, видимо, внесение в Основной закон страны соответствующих поправок дело не столь далекого будущего. Во всяком случае, на III Рождественских парламентских встречах в Госдуме, в рамках которых и состоялся визит туда патриарха, такая мысль в некоторых выступлениях звучала достаточно четко.

Еще один тезис выступления главы РПЦ: депутаты Госдумы должны спорить не о ценностях, а лишь о том, как лучше внедрять их в массы. Ценности же, согласно патриарху, должны базироваться на нравственности (с чем, вроде, не поспоришь). Сама же нравственность, по словам Кирилла, есть справедливость (что, в общем, тоже неплохо). А вот в вопросе о том, что такое справедливость, у выступающего возникли некоторые проблемы. Он долго рассуждал на эту тему, но, в конце концов, свел все к тому, что с понятием «справедливость» мы приходим к «идее бога». Если кто не знает, что означает «идея бога», то (рассуждая логически) смотри выше — это идея нравственности, которая справедливость и есть. Ну, и далее по кругу.

По-моему, очень изящно у Кирилла получилось. Соль русской «идеи бога» - в справедливости. Но без всякой вам уравниловки. Ни в правах, ни в состояниях. Ни-ни! Мы же вам не растленный, забывший о боге Запад. Справедливость - это идея бога. Соответственно, со всеми вопросами на эту тему — к нему. Мне нравится…

Но есть еще много других нерешенных проблем. Мы видим, к каким трагедиям приводит ложно понятая идея свободы, говорит Кирилл. Однако виноват в этом, по его мнению, не только Запад, но и «наши предшественники», которые, «находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новеллы, в том числе, и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества».

Но хорошо, что у нас есть церковь, которая знает выход из этого опасного тупика. Плюрализм и политическую конкуренцию партий нужно ограничить рамками традиционных ценностей. «В обществе, традиционном для России, политические партии, должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей, … а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма».

«С благодарностью богу свидетельствую, - говорит Кирилл, - что нынешний состав Госдумы практически воплощает то, о чем я сейчас сказал». И наконец, «... этот базис ценностей ни одна партия в России не должна разрушать», - подчеркнул он.

То есть, представим. Выходит, допустим, партия за рамки «веры, державности, справедливости и солидарности», и все, крышка. Недостойна. Со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы все сказанное патриархом не осталось пустым сотрясением воздуха, РПЦ открыта для сотрудничества с законодателями, говорит патриарх. В общем, цели определены, задачи поставлены, за работу господа и товарищи!

На этом фоне призыв главы РПЦ запретить аборты (вызвавший аплодисменты в зале) и суррогатное материнство как вторжение в «замысел божий», выглядят лишь довеском к всеобъемлющей программе построения нового Средневековья.

Александр Желенин