Posted 1 июля 2015,, 13:51

Published 1 июля 2015,, 13:51

Modified 31 марта, 07:23

Updated 31 марта, 07:23

Возня за советское наследство

1 июля 2015, 13:51
Иван Преображенский
Если при Борисе Ельцине случалось так, что у России были сразу две внешнеполитические стратегии, то история с проверкой Генпрокуратурой законности выхода стран Балтии из состава СССР показывает, что сейчас их не осталось ни одной.

Российская Генпрокуратура по просьбе депутатов Госдумы изучает законность отделения Латвии, Литвы и Эстонии от СССР. На очереди выход Польши и Финляндии из состава Российской империи, шутят блогеры. Ну а в НАТО, глядя на все это, с энтузиазмом ждут новых финансовых вливаний от государств, участвующих в этом военном союзе.

Сообщение о том, что представители «Единой России» обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить легитимность создания в 1991 году Госсовета СССР, признавшего независимость республик Прибалтики, появилось в СМИ еще 16 июня. Однако всерьез его тогда вряд ли кто принял — мало ли какие экстравагантные идеи приходят в последнее время в голову депутатам? Однако все изменилось после того, как прокуратура подтвердила получение обращения и сообщила, что приняла его к рассмотрению.

Парламентарии, напомним, полагают, что Госсовет СССР, куда в сентябре 1991 года входили главы 10 советских республик, а также президент Михаил Горбачев, нанес ущерб суверенитету страны и запустил механизм расчленения единого государства. Российские депутаты, им одним понятным образом, ставят знак равенства между Советским Союзом и Российской Федерацией и возмущаются тем, что Госсовет был создан «без внесения в установленном порядке необходимых изменений в Конституцию СССР», а значит, что все его решения, среди которых было и признание независимости прибалтийских республик, были незаконны.

Казалось бы, сразу можно делать вывод: прокуратура и Госдума занимаются бессмысленной деятельностью. Выходит, ту же нижнюю палату парламента можно распустить уже сейчас и не ждать 2016 года — все равно она тратит время попусту. Однако в Генпрокуратуре, видимо, это все же осознают. «По закону мы обязаны рассматривать все обращения, которые к нам поступают, независимо от их содержания. Бывает, что некоторые из них вообще лишены здравого смысла», - цитирует ТАСС заявление официального представителя надзорного ведомства Марины Гридневой.

По ее словам, никаких юридических перспектив у депутатского запроса относительно законности решения Госсовета СССР о признании независимости трех прибалтийских республик нет. Впрочем, стоит отметить, что нет их и у ранее принятого Гепрокуратурой решения о неконституционности передачи Крыма из РСФСР в УССР в 1954 году.

Тем временем представители потенциально непризнанных Россией государств и блогеры соревнуются в остроумии. Бывший президент и спикер парламента Литвы Витаутас Ландсбергис предположил, что скорее уж незаконно существует сама Российская Федерация. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес в своем микроблоге в Twitter ограничился возгласом: «О, Боже мой!» Латыши же назвали самую идею «абсурдной». Зато лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал провести в Прибалтике референдумы о вхождении в состав России. Ему, как лидеру партии, зарегистрированной еще в СССР, логика запроса, видимо, понятнее.

Представители российских властей подошли к комментированию этой истории более ответственно. Министр иностранных дел Сергей Лавров поделился эксклюзивной информацией: он знает, что у России «со странами Прибалтики дипломатические отношения, межгосударственный договор». В президентской администрации, в свою очередь, говорят, что вовсе не понимают, что хотели сказать единороссы. «В Кремле не были знакомы с этой инициативой и я, честно говоря, затрудняюсь с пониманием сути этой инициативы», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Выходит, что исполнительная власть и представитель российского «гаранта Конституции» расписались в том, что ничего не знают об инициативе депутатов, фактически ставящих по сомнение распад СССР и образование самой Российской Федерации.

Но больше всего развлекались, как обычно, блогеры. Немецкие вспомнили о том, что их страна никогда юридически не признавала вхождение Кенигсберга в состав СССР, а затем РФ. «Русские дают нам пример», - смеются они. А в самой России пользователи соцсетей предлагают подумать о Польше и Финляндии, которая как раз организовала дипломатический скандал, отказав во въезде спикеру Госдумы Сергею Нарышкину. Блогеры напоминают, что Российская империя не соглашалась официально на выход из ее состава этих двух ныне суверенных государств. Не надо ли прокуратуре рассмотреть и этот вопрос поскорее? Тем более, что польские СМИ с середины июня рассказывают о резком росте численности российских войск на границе с Калининградской областью.

История с проверкой законности выхода прибалтийских республик из состава Советского Союза — еще одно подтверждение того, что в России больше нет внешней политики. Если посмотреть со стороны, что получается? Разнузданная демократия, а точнее, безвластие и полное отсутствие координации между органами госвласти, которая никаким «лихим девяностым» и не снилось.

Небольшая группа депутатов от правящей партии неожиданно, не посоветовавшись ни с кремлевской администрацией, ни с российским МИДом, отправляет запрос в прокуратуру. Конечно, направлен он, по их мнению, в первую очередь, против «проклятого Горбачева», который развалил Советский Союз. Ну а побочный малозначимый эффект — это не только признание Госсовета СССР нелегитимным, но и установление незаконного существования на свете сразу трех независимых государств, входящих в ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и еще десятки менее значительных международных и надгосударственных организаций.

МИД не в курсе, как это получилось. Кремль утверждает, что тоже понятия не имеет, зачем понадобилась такая инициатива. Ну а прокуратура, тем временем, продолжает проверку. По сравнению с этим отказ Совета Федерации отправить по требованию президента Бориса Ельцина в отставку генпрокурора Юрия Скуратова выглядит как слаженная работа всех органов власти. Не говоря уже про знаменитый разворот самолета премьер-министра Евгения Примакова над Атлантикой из-за начала бомбардировки Югославии. Там хотя бы отчетливо было видно, что у России есть не одна, а целых две внешнеполитических стратегии. Теперь же, полтора десятка лет спустя, оказалось, что их не осталось ни одной.

Иван Преображенский