Posted 3 июля 2015,, 22:01

Published 3 июля 2015,, 22:01

Modified 31 марта, 07:21

Updated 31 марта, 07:21

Контуры «послевоенного» мира

3 июля 2015, 22:01
Александр Желенин
Если верна версия о том, что России и Западу удалось придумать негласный вариант, как им, не теряя лица, завершить конфликт вокруг Украины, то нужно будет признать, что очередной передел сфер влияния состоялся.

США и Россия, похоже. договорились. Очертания сделки «Украина в обмен на «Исламское государство» (ИГ)» выступают все более рельефно.

Для начала хронология событий последних дней.

30 июня. Встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и государственного секретаря Соединенных Штатов Джона Керри. Украинская тема затронута очень пунктирно и явно не доминировала. Вопреки обыкновению, главы внешнеполитических ведомств РФ и США никаких, ставших привычными за последние полтора года, жестких и подчас прямо противоположных заявлений по Украине не сделали.

Основной темой переговоров на этот раз стали вопросы совместной борьбы США и России с «Исламским государством». «У нас есть общее понимание с американскими коллегами того, что ситуация требует более активных действий. Действий, которые бы опирались на общее согласие всех тех, кто противостоит «Исламскому государству», - сказал Лавров.

Заметим, что накануне Лавров пояснил, что он и его американский коллега встречаются по поручению своих непосредственных руководителей, глав России и США. «Президенты России и США условились, поручили Джону Керри и мне провести, не откладывая, встречу, чтобы обменяться мнениями о том, как можно было бы более эффективно объединять усилия и наших двух стран, и других стран региона», — сказал он.

В эту же тему вписываются и, на первый взгляд, странные заявления некоторых российских представителей о желательности легализации однополых браков в России. Заявления, которые невозможно было даже представить себе еще буквально несколько дней назад, прозвучали. И от кого?!

За фактическую легализацию «однополых союзов» высказался ни кто иной, как одно из главных лиц государственного телеканала «Россия-1» Дмитрий Киселев, тот самый, кто ранее предлагал «сжигать сердца геев». И вот этот человек в своей информационно-пропагандистской программе «Вести недели» вдруг неожиданно заявляет: «ЛГБТ-сообщество — это факт. И можно прикинуть, как взрослым людям облегчить жизнь в том случае, если они захотели взять на себя и по бумагам обязательства заботиться друг о друге. В конце концов, любовь творит чудеса, кто против?».

Больше того. Выяснилось, что накануне с аналогичным заявлением выступил уже отнюдь не журналист, пусть даже и особо статусный, а государственный человек, замглавы комитета по конституционному законодательству Совета Федерации, сенатор Константин Добрынин, который также сказал, что ЛГБТ-сообщество должно получить в России равные с натуралами права.

Естественно, может возникнуть вопрос: что общего между войной на востоке Украины и правами ЛГБТ-сообщества в России? Общее между ними то, что эти два вопроса до недавнего времени, как казалось, были непреодолимыми линиями разграничения между Западом и Россией. И вот Украина отходит на второй план, формулировки сторон по ситуации в ней становятся гораздо более обтекаемыми, а тема прав ЛГБТ и однополых браков в России в мгновение ока оказывается не столь уж не разрешимой. Больше того, Россия, как выясняется, готова решать ее в том же цивилизованном ключе, что и треклятые «Гейропа» с Америкой.

Но российская сторона на этом не останавливается. Буквально на следующий день после встречи Лаврова и Керри, Генеральная прокуратура РФ официально отмежевывается от требований некоторых депутатов Госдумы проверить законность отделения Литвы от СССР в 1991 году. «В Генеральную прокуратуру действительно поступил такой депутатский запрос, - сказала официальный представитель ведомства Марина Гриднева, - по закону мы обязаны рассматривать все обращения, которые к нам поступают, независимо от их содержания. Бывает, что некоторые из них вообще лишены здравого смысла». Запрос о Прибалтике она охарактеризовала как не имеющий юридических перспектив. Если перевести это заявление представителя Генпрокуратуры с языка чиновников на обыденный, оно будет означать примерно следующее: воевать с НАТО мы не собираемся.

Но и это не все. Видимо по случайному совпадению, в тот же день, когда Керри встречался с Лавровым, со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России было распространено сообщение, в котором говорилось о планах передать Украине 20 военных кораблей из числа тех, что остались в присоединенном Россией Крыму. То есть, налицо еще один «шаг доброй воли».

Тогда же (сплошные совпадения) президент Украины Петр Порошенко представил Верховной раде законопроект о децентрализации страны. Говорят, Рада в целом настроена по отношению к этому документу негативно, но почему-то кажется, что, в конце концов, его удастся продавить.

Прибавим к этому, что сторонники ДНР-ЛНР все чаще пишут, что Кремль эти самопровозглашенные республики «сливает». Последнее обстоятельство, впрочем, выглядит самым малозначительным, учитывая удельный политический и военный (об экономическом вообще молчим) вес недовольных этим обстоятельством в международной политике.

Похоже, что основные мировые игроки осознали, что воевать друг с другом им невыгодно. Конечно, просто так взять и сказать «ребята, все закончилось» никто, естественно, не может. Поэтому словесные пикировки, взаимные обстрелы и обвинения представителями Украины, ДНР-ЛНР и России друг друга в несоблюдении Минских договоренностей, конечно, будут продолжаться еще долго. Но постепенно Кремль постарается спустить все это на тормозах, потому что договоренности с Западом его устраивают. Запад — тоже.

Для США и ЕС широкомасштабная война с Россией чревата недопустимо высокими людскими потерями. Для РФ недопустимым сегодня выглядит, скорее, экономический ущерб от такой войны. Падение российского промышленного производства уже находится на уровне пика кризиса 2008-2009 годов, а война, как известно, дело очень недешевое.

Распиаренный разворот экономического сотрудничества России в сторону Китая на деле пока больше похож на блеф. Кроме того очевидно, что прямое военное столкновение России и Запада, которое в случае полномасштабной российско-украинской войны просто неизбежно, будет столкновением ядерным, а такая перспектива, судя по всему, ни в чьи планы не входит. Владимир Путин, кем бы кто его себе ни представлял, больше бухгалтер, чем пассионарий.

В этих самых условиях Кремлю видимо и было сделано предложение, от которого он не может отказаться. Полагаю, что нынешние предварительные договоренности между США и Россией подразумевают примерно следующее. Соединенные Штаты понимают, что надо что-то делать с «Исламским государством», которое стремительно расползается по миру, грозя захватом самого нефтеносного региона Земли. И взамен на участие России в войне против ИГ, Запад соглашается закрыть глаза на Крым и, по факту, на ДНР и ЛНР.

То есть, юридически, ни присоединение Крыма, ни независимость самопровозглашенных «народных» республик Запад признавать, конечно, не будет. Но фактически ДНР и ЛНР станут территориями с финансированием из российского бюджета, российскими военными базами и так далее, по образцу Южной Осетии.

По принципам Вашингтона это не ударит. Просто напомню, что нечто подобное в истории уже было — США никогда не признавали присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к СССР в 1940 году, что не мешало этим республикам существовать в составе Советского Союза вплоть до 1991 года, а Белому дому вести дела с Кремлем.

Если подобная версия верна, то нужно будет признать, что очередной передел мира, пусть и локальный, состоялся. Точно так же, как и то, что Запад с этим переделом де-факто согласился, хочет перевернуть страницу и идти дальше.

Кремль, судя по всему, сейчас такой расклад тоже более чем устраивает. Действительно, «кузькину мать» миру показали. Во внутрироссийской пропаганде все это пойдет в актив действующей власти. Но главное, что в Москве, видимо, наконец, осознали, что альтернатива договоренностям с Западом потребует колоссальных материальных затрат, которые Россия сегодня потянуть уже не в состоянии. Зато восстановление «сотрудничества» с «зарубежными партнерами» может предотвратить надвигающийся экономический коллапс, а значит, обеспечить стабильность власти на неопределенный срок.

В заключение можно лишь констатировать, что закулисные сделки «великих» держав, за которыми маячат уши крупнейших корпораций и различных мощных государственных структур, типа армий и спецслужб, конечно, симпатий не вызывают. Но пока в этом мире правит коммерческий интерес, узкий круг частных лиц и отдельные группы заинтересованных граждан всегда будут наживаться на наивности, глупости и крови миллионов.

Александр Желенин