Posted 2 декабря 2015,, 10:47

Published 2 декабря 2015,, 10:47

Modified 31 января, 08:15

Updated 31 января, 08:15

Кто стоит за громким скандалом в сфере авторского права?

2 декабря 2015, 10:47
Вокруг РАО, РСП и ВОИС развернулась настоящая пиар-война. И закончиться она может тем, что эти организации станут жертвами рейдерского захвата.

Я уже писал о том, что в российской сфере защиты авторских прав бушует настоящая война. Но если еще летом она выглядела разборками между отдельными авторскими организациями, то сейчас, после нового раунда «боевых действий», за спинами противоборствующих сторон проступают очертания некоей силы - достаточно могущественной, чтобы стравить в жестокой схватке интеллигентных, уважаемых людей, и достаточно умелой, чтобы постараться при этом остаться незамеченной.

Реальные масштабы долгоиграющей, волнообразно вспыхивающей и затухающей пиар-войны я оценил лишь намедни. Она, эта война, оказывается, с завидным постоянством кипит вокруг нас, голосит воплями известных всей стране артистов, пожирает гигантские сумму денег и задействует сотни СМИ и блогов. Мы настолько к ней привыкли, что уже не замечаем эту перманентную бойню. Вот уже год, как вокруг Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и "Партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства" творится что-то странное. Против их сотрудников и руководителей пытались открывать уголовные дела, их били по подъездам, на них спустили с цепи настоящих псов информационной войны…

Только за последние три месяца, с 1 сентября по 1 декабря 2015 года, в российской прессе и блогосфере было размещено более 360 (трехсот шестидесяти!!!) негативных статей и постов о «нехороших» и «вороватых» руководителях РАО, РСП и ВОИС. Все ссылки имеются в моем распоряжении, и желающие могут ознакомиться. Но самое интересное в том, что публикации шли волнообразно, строго по определенным (явно заранее оговоренным) датам, и информация, которую публиковали совершенно разные СМИ и блогеры, несла в себе практически одинаковые фразы и целые абзацы. То есть имелось определенное техзадание, которое довольно небрежно переписывалось и в одни и те же дни рассовывалось по информационным ресурсам. Заголовки приклеивались совершенно типовые, но броские и обязательно с упоминанием известных персонажей.

Вот лишь некоторые примеры: «Михалков снова всех оболванил», «Илья Резник обличил в стихах главу РАО Федотова», «Несколько инициатив из жизни Н. С. Михалкова», «Бездонные карманы директора РАО Сергея Федотова», «Почему Илья Резник, Максим Фадеев, Алексей Рыбников вышли из авторского общества?», «В Думе проверят деятельность организации Михалкова». И это лишь малая часть публикаций, появившихся в течение четырех дней – с 18 по 22 сентября этого года. Всего я насчитал таких «шедевров» за указанный период более пятидесяти.

По самым скромным подсчетам, на черный пиар с практически одинаковыми накатами в адрес руководства РАО, РСП и ВОИС только за последние три месяца - с 1 сентября по 1 декабря - было потрачено без малого 32 миллиона рублей. Это же какую прибыль рассчитывают получить заказчики всей этой информационной войны, когда дискредитируют нынешнее руководство, к примеру, РАО, приберут его к рукам и поставят там своих людей рулить процессом?!

Со средствами массовой информации и блогосферой все более или менее понятно, принцип «заказ – деньги – статья» работает и сбоев не дает. Но недавно к этой информационной войне подключились, став в один ряд с пиарщиками, известные артисты, поэты, композиторы и продюсеры. Причем их действия не отличались особым разнообразием и практически полностью копировали журналистов, отрабатывающих заказ.

Вот лишь некоторые примеры. Только за последние месяцы. 24-го ноября член Авторского совета Российского авторского общества, композитор и продюсер Игорь Матвиенко сообщил о том, что РАО не функционирует, а счета заблокированы из-за следственных проверок. Кроме того, Матвиенко утверждал, что всех членов Авторского совета вызывают в соответствующие органы давать показания, и дело сейчас передается в прокуратуру. «Ситуация критическая, авторы сейчас вообще не получают деньги, потому что счета РАО арестованы», - заявлял Матвиенко.

В «Российском Авторском обществе» пояснили, что в действительности никто никаких счетов не арестовывал, деньги авторам выплачиваются, никаких уголовных дел нет. То есть получается, что соврал гражданин Матвиенко?

25-го ноября (то есть на следующий день после Матвиенко) вдруг разоткровенничался певец и композитор Юрий Антонов. Он рассказал журналистам, что «нынешнее руководство РАО во главе с его гендиректором Сергеем Федотовым отстранило авторов от дел. Мы с этим смирились… Всем управляла дирекция. Она же распределяла потоки авторских отчислений. Мы верили на слово и в результате попали как кур во щи. Я был шокирован, какое состояние сумел заработать гендиректор Сергей Федотов. Вообразите, у него была прихоть: купить старинный замок в Шотландии за 1 миллион фунтов стерлингов! И это за счет 22 тысяч авторов, зарегистрированных в РАО?».

Абсолютно не волнует всенародного любимца тот факт, что замок был приобретен Сергеем Федотовым на средства, которые никакого отношения к его работе в РАО не имеют, так как Федотов осуществляет целый ряд крупных бизнес-проектов, не имеющих никакого отношения ни к РАО, ни к РСП.

И это лишь малая часть артистов и композиторов, которые «вдруг», одновременно и одними и теми же словами, запели хором песни про очень плохие РАО, РСП и ВОИС. В этой истории отметились и поэт-песенник Илья Резник, и Максим Фадеев, и Алексей Рыбников, и многие другие. Однако никто у них не поинтересовался, почему они молчали до сих пор, десятилетиями получая приличные отчисления за свои песни и стихи. А теперь вот так сразу прозрели? Одновременно?

Обращает на себя внимание и тот факт, что вместе с РАО началась пиар-атака и на все остальные организации, так или иначе связанные с защитой авторских прав. Пока доставалось главным образом РАО Федотова и ВОИС, который возглавляет Андрей Кричевский, можно было предположить в происходящем заурядную конкурентную возню. Но недавно в этот скандал попытались вовлечь и РСП под руководством Никиты Михалкова. Понятно, что такая масштабная личность, как магнитом, притягивает общественное внимание, и значит – градус страстей вокруг сферы авторских прав продолжит расти. Особенно если удастся спровоцировать Михалкова на непосредственное участие в конфликте или рассорить его с другими защитниками авторских прав.

А ведь всего несколько месяцев назад РАО, ВОИС и РСП пытались объединиться в единую структуру - "Профсоюз деятелей культуры "Российское авторское общество". Фактически вместо этого объединения и началась новая информационная война, залпы которой мы видим теперь в прессе и блогосфере. Всего только и надо было правильно «упаковать» известные и вполне безобидные факты, подать их определенным образом, и вчерашние союзники немедленно превратились в злейших врагов.

Логичным образом возникает вопрос – кто стоит за всеми этими событиями? Кому удалось расколоть намечающееся единство авторских обществ, превратив их в потенциальную добычу любого опытного рейдера, а всю систему защиты авторских прав – в поле «новых возможностей» для финансовых манипуляций миллиардного масштаба?

Как сообщил мне один из артистов, совсем недавно потоптавшийся по РАО, с ним и, скорее всего, с его коллегами, беседовали некие чиновники, разъясняя, что РАО и РСП «зажимают» в полном объеме полагающиеся им авторские отчисления. То есть они, эти самые артисты и композиторы, по заверениям их собеседников, настолько великие, что им должны платить намного больше. И вот как выгонят нынешнее руководство РАО, РСП и ВОИС, так придут новые и будет тогда у гениев сплошной праздник. Таким примитивным способом и обеспечили участие артистов, поэтов и композиторов в информационной войне, перемешав в их мятущихся душах рассказы о будущих больших деньгах и о нынешней неоцененности их эпохального творчества. Жадность - штука надежная. И действует безотказно, как автомат Калашникова.

Здесь стоит вспомнить и о странных законопроектах, касающихся регулирования сферы авторских прав, разработанных недавно Минкультом и, внезапно, Минкомсвязи. Очевидно, имело место серьезное лоббирование – ведь задаром наши чиновники и пальцем о палец не ударят.

Судя по ежедневно увеличивающемуся информационном потоку, ни сегодня и ни завтра пиар-атаки не закончатся. Их организаторам отступать уже поздно - потрачены миллионы, задействованы самые высокие инстанции, включая и тех, кто в погонах. Значит, война будет вестись до победного, до того момента, когда РАО, РСП и ВОИС рассорятся окончательно и их можно будет прибрать к рукам поодиночке. Ведь если они не помогают и не поддерживают друг друга, рейдерский захват всех трех лидеров сферы защиты авторских прав окажется неминуем.

Интересно будет посмотреть, кто же в конечном итоге получит контроль над всеми российскими авторскими обществами? Тогда мы, судя по всему, и узнаем, кто стоит за этим скандалом.

Прочитать оригинал поста Олега Лурье с комментариями читателей его блога можно здесь.