Posted 21 января 2016,, 10:11

Published 21 января 2016,, 10:11

Modified 31 марта, 04:39

Updated 31 марта, 04:39

Государство присматривается к феодализму

21 января 2016, 10:11
Александр Желенин
Похоже, что рыночными методами сохранять социальную инфраструктуру уже не получается. Отсюда и идеи заставить людей работать там, где это нужно стране.

Хотели в Советский Союз? Получите! Нет, никто, конечно, не собирается, как в СССР, давать гражданам бесплатное жилье из расчета однокомнатная квартира на двух человек, двухкомнатная — на трех, трехкомнатная на четырех и так далее. От качественного и бесплатного образования и медицинской помощи тоже пора отвыкать.

Нам будут предоставлены другие опции советского прошлого: элементы государственного крепостничества в виде прикрепления наемных работников к земле, больницам, школам и предприятиям.

На днях глава российского Минздрава Вероника Скворцова заявила, что ее ведомство готовит нормативный акт, согласно которому выпускники медицинских вузов не смогут работать в коммерческих структурах, не оттрубив пять лет в государственных медучреждениях.

То есть, отработал государеву барщину - и на свободу с чистой совестью. А если серьезно, то этот шаг российской власти говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что рыночными методами обеспечивать функционирование социальной инфраструктуры нынешнее российское государство не может. Именно поэтому оно точно так же, как и сталинский СССР, склоняется к действиям даже не к государственно-капиталистического, а государственно-феодального характера.

Напомню, что в СССР практика «отработок» (даже само это слово из багажа крепостной системы) применялась вплоть до 1991 года. Обязанность молодого специалиста отработать несколько лет после окончания учебы «по профилю» (для выпускников профессионально-технических училищ срок «отработки» составлял 2-3 года, для выпускников вузов - 4-5 лет) фактически была одной из форм государственного феодализма. Как мы помним, были и другие его признаки. Например, прикрепление крестьян к земле в колхозах, рабочих — к предприятиям. Но их со временем пришлось отменить в силу, прежде всего, неэффективности подневольного труда.

К концу 1980-х годов в Советском Союзе уже поняли, что «отработки» специалистов после окончания вузов это тоже рудимент крепостного права и с ним надо покончить. И вот сегодня эти архаичные производственные отношения собираются восстановить. Интересно, кто на очереди вслед за медиками? Учителя? Выпускники технических колледжей, то есть молодые рабочие и техники? А там, глядишь, и работников аграрного сектора к земле опять прикреплять начнут. Не случайно же в обществе уже поднимается тема того, что крепостное право было вовсе и не такое уж зло, а даже где-то благо...

Кроме того, планы Минздрава говорят нам о том, что нынешнее российское государство продолжает эксплуатировать ностальгию по советскому прошлому, причем сугубо в своих, а не в общественных интересах.

Тут любителям всего советского стоит напомнить классическое определение: государство - это аппарат насилия и принуждения правящего класса. Правящий класс современной России представляет собой узкую группу высших чиновников (руководителей), силовиков и связанных с ними крупнейших собственников. Заставить молодых специалистов работать за грошовые зарплаты в провинции, означает сэкономить на налогах крупного капитала и на бюджетных средствах, которые лучше потратить на близкие банки и приватизацию госпредприятий в интересах «своих» бизнесменов.

Когда в Кремле говорят, что в современной России никто не собирается возрождать СССР, там не лукавят. Это действительно так. Никто в РФ не собирается отменять частную собственность. Да, по факту, ее в России сегодня становится все меньше и меньше, но это результат не «социалистических» убеждений власти. Это побочный эффект пресловутого частно-государственного партнерства по-российски, когда государство, почти не маскируясь, сливается с крупнейшим бизнесом и действует сугубо в его интересах.

Есть подозрение, что в далекие советские времена наша нынешняя элита плохо представляла себе суть социализма. Зато хорошо усвоила повседневную практику системы, заложенной Сталиным. Хотя бы потому, что другого социализма большинство советских людей застойных времен не знало, да знать не хотело.

Единственный более-менее социалистический (да и то с рядом существенных оговорок) атрибут советского времени - общенародная собственность - уже тогда большинство продвинутых людей в СССР раздражал. Нарождающийся слой новой советской буржуазии требовал иных общественных отношений и новых героев. Не случайно центральным персонажем многих советских фильмов 1960-80 годов — от «Берегись автомобиля», «Бриллиантовой руки» до «12 стульев» становится предприимчивый деловой человек, пусть и с криминальными наклонностями, которому «красиво жить не запретишь».

Общенародная собственность в ее советском государственном варианте, конечно, не создавала социализм, хотя и могла стать его будущей базой. В тех условиях она давала лишь возможность быстрых и массированных инфраструктурных инвестиций, а также то, что сейчас называют «социальным государством». СССР, по сути, и был им, в отличие от современной России, где это только пустая декларация, записанная в Конституции.

Но как раз этот основной экономический атрибут СССР сегодня никто возвращать и не собирается. Сколько бы ни надеялись на это разнообразные патриотические «левые». Им вернули мелодию советского гимна, вернули бряцанье оружием и «интернациональную помощь» ближним и дальним государствам, где просматриваются интересы российского капитала. Вернут полукрепостные «отработки» и «пионеров», которые будут клясться в верности капиталистической родине. Но не больше.

Александр Желенин