Posted 15 февраля 2016,, 15:33

Published 15 февраля 2016,, 15:33

Modified 31 марта, 04:20

Updated 31 марта, 04:20

Сенсация без последствий

15 февраля 2016, 15:33
Иван Преображенский
Ватикан, в отличие от РПЦ, заметно сдержаннее комментирует итоги встречи на Кубе, особенно по проблемам большой мировой политики.

Встреча патриарха Московского и всея Руси и папы римского стала сенсаций без последствий. Декларация, которую согласовали Ватикан и РПЦ, очень общая, а о чем говорилось за закрытыми дверями — точно неизвестно.

Папа Франциск и патриарх Кирилл пересеклись на пару часов в аэропорту кубинской столицы Гаваны. Таков был формальный протокол этой встречи. И не так важно, что переговоры о подготовке встречи римского понтифика и московского патриарха до этого шли не один десяток (если не сказать сотню) лет. Последний раз глава Русской православной церкви встречался с папой в 1439 году на Флорентийском соборе. Тогда речь шла о спасении Византии от турок, и грек по происхождению митрополит Исидор вместе с Константинопольским патриархом и главами многих других православных церквей подписал тогда унию - признал римского епископа главой христианской церкви и выразил готовность слушать его в вопросах вероучения.

Последствиями этого решения стали устранение самого Исидора с поста митрополита всея Руси, провозглашение автокефалии Московской митрополии, а также появление в западной части современной Украины греко-католической церкви, которая совершает обряды по православному образцу, однако своим главой признает папу римского.

Большинство зародившихся тогда проблем, начиная с конкуренции патриархов Московского и Константинопольского за первое место в православном мире, и заканчивая спором между православными и униатами, сохраняются и по сию пору. Мало того, именно они остаются едва ли не самыми острыми с точки зрения религиозной политики.

Хотелось бы надеяться, что нынешние консультации патриарха Кирилла и папы Франциска станут первым шагом на пути решения тех проблем, к которым привела предыдущая встреча западного и восточного христианских епископов. Но полной ясности, к сожалению, тут нет. Декларация, которую еще до встречи согласовали и подписали глава католической церкви и глава одной из пятнадцати (хотя и самой многочисленной) православных церквей, носит весьма общий характер. Как и положено христианам, они осуждают насилие (например, в Сирии) и терроризм, выступают в защиту христианских ценностей во всем мире и, в частности, в Европе, где церковь нередко испытывает серьезное давление со стороны секулярного общества.

Единственный более-менее конкретный призыв — преодолеть церковный раскол среди украинских христиан. Однако, разумеется, нет и речи о том, что Ватикан, например, предложит униатам искать пути объединения с Украинской православной церковью Московского патриархата. Что же касается действующих на Украине так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной церкви, то ни Москва, ни Рим не имеют на них влияния.

Наверняка более конкретными были двухчасовые переговоры понтифика и патриарха, которые проходили за закрытыми дверями. Возможно, они даже будут иметь какие-то политические последствия. Но о содержании этой беседы Франциска и Кирилла известно очень немного, хотя уже ходит несколько непроверяемых и крайне сомнительных слухов. Пока же более или менее достоверно выглядит предположение, что обсуждалась возможность поискать способ вернуться к празднованию католиками и православными Рождества и Пасхи по одному и тому же календарю (во всяком случае, такие надежды выражали в Ватикане перед встречей на Кубе).

Что касается информации от самих участников встречи, то патриарх Кирилл в интервью телеканалу Russia Today рассказал, что на закрытой части встречи речь, среди прочего, шла о том, как радикально изменить отношения между Россией и США, чтобы не допустить большой войны. «Может быть, Бог так сделал, что мы встретились в тот самый момент, когда так сгущаются тучи над Сирией, и когда возникает угроза возможного столкновения государств, обладающих огромным разрушительным потенциалом», - рассказал патриарх Московский и всея Руси.

Ватикан, правда, подробных комментариев не давал. Так что остается неясным, был ли разговор об опасности столкновения России и США монологом со стороны патриарха Кирилла или же он встретил понимание со стороны папы Франциска.

Иван Преображенский