Posted 26 февраля 2016,, 13:52

Published 26 февраля 2016,, 13:52

Modified 31 января, 09:15

Updated 31 января, 09:15

Сталинизм-лайт

26 февраля 2016, 13:52
Александр Желенин
Разоблачая культ личности, Хрущев целил в предыдущего вождя, а угодил по сакральности власти, которая теперь пытается возродиться вновь.

60 лет назад на закрытом заседании XX съезда Коммунистической партии Советского Союза первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев зачитал свой ставший впоследствии знаменитым доклад «О культе личности и его последствиях».

Партийные чиновники, а затем и вся страна узнали то, о чем не то, чтобы не знали, но, скорее, не желали знать, о чем догадывались, но боялись говорить. Главное, что страна и мир узнали масштаб явления, названного позже «Большим террором». Масштаб примерный, еще не полный. Но и то, что было озвучено, тогда поражало воображение. Речь шла не об отдельных «нарушениях социалистической законности», не о сотнях и даже не о тысячах, а о миллионах незаконно репрессированных граждан.

Очевидцы вспоминают шок, пережитый первыми слушателями этого доклада — делегатами XX съезда. Хрущев выступал при гробовом молчании присутствовавших. Молчание в зале продолжалось и после того, как он закончил...

Потрясение пережила и страна, и мир. Но это были разные виды эмоций. Противники Советского Союза были поражены неожиданной открытостью СССР. Никто не ожидал такого поступка от руководителя отгороженного глухим «железным занавесом» государства. В конце концов, у каждой страны, у каждого режима есть свои «скелеты в шкафу», но далеко не каждая, даже самая развитая демократия готова открывать дверцы этого «шкафа» для всех желающих. В Великобритании, например, до сих пор закрыта часть архивов времен Второй мировой... А вот Хрущев это сделал.

Левые сторонники Советского Союза во всем мире пережили шок другого порядка. Часть из них разочаровалась в социализме, одни вообще ушли из политики, другие перешли на крайне правые позиции.

И дело не только в том, что культ личности Сталина, как совершенно справедливо сказано в докладе Хрущева, превратил генералиссимуса «в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога». Дело в том, что обожествление власти, ее сакрализация — свойство массового сознания того общества, которое в социологии принято называть традиционным и которое преобладало ив дореволюционной и в послереволюционной России.

Поэтому удар, который нанес Хрущев, зачитав этот доклад, пришелся не только по культу личности Сталина. По факту он был направлен, как раз по архаичному, патриархальному сознанию традиционного общества, которое во многом было взорвано тремя русскими революциями, но затем было восстановлено и законсервировано в сталинском СССР системой государственного крепостничества в колхозах, рабским трудом миллионов заключенных ГУЛАГа, массовыми репрессиями и всеподавляющим диктатом государства.

Шок, пережитый народами Советского Союза после обнародования доклада Хрущева, видимо, был сродни тому, который переживают языческие народы, когда их вождь, который только что клялся в верности своим языческим богам, неожиданно переходит в другую веру и на глазах изумленных соотечественников начинает крушить прежних идолов (как это сделал в X веке князь Владимир).

Со времен XX съезда прошла целая эпоха. Сменилось три поколения. В 1991 году Россия вернулась в капитализм, начала строить какую-никакую, пусть и ограниченную рамками буржуазного общества, демократию. Однако путь этот был не только извилистым, но и недолгим. Уже почти полтора десятка лет в РФ идет не только постепенная реабилитация сталинизма, но и попытки выстраивания политического режима, в чем-то отдаленно напоминающего сталинский.

...На днях неутомимый политик Лев Шлосберг выступил против открытия в Псковской области бюста генералиссимуса. В своем заявлении он напоминает о масштабе массового террора: «По данным Генеральной прокуратуры СССР (1954 г.), число осужденных в СССР по политическим мотивам в период с 1921 г. до 1 февраля 1954 г. коллегией ОГПУ, «тройками» НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами составило 3 млн 777 тыс. 380 чел.».

Обращает на себя внимание тот факт, что, как пишет «Псковская линия новостей», бюст Сталину в области установлен «при помощи и полной финансовой поддержке Российского Военно-исторического общества». Напомним, что председателем этого общества является министр культуры РФ Владимир Мединский. То есть, установка памятника Сталину это не частная акция какого-то поклонника «вождя народов», но, можно считать, государственная политика современной России.

Конечно, нынешняя сталинизация российского общества носит в какой-то мере карикатурный характер. Образцом этой карикатурности, на мой взгляд, можно назвать сообщение электронной версии газеты «Мой район», в котором, с одной стороны, подробно рассказывается о заявлении Шлосберга, а с другой, буквально над этим материалом висит реклама о продаже бюстов президента Путина.

Все это довольно фантасмагорично. Бюсты президента РФ в мраморе, гипсе и бронзе по сходной цене за штуку. Вдобавок глава государства изображен в тоге Цезаря. Коммерческая пародия на сталинский культ...

И, тем не менее, очевидно, что в минувшие годы государство сделало последовательные шаги в направлении реабилитации Сталина. Для чего это нужно нынешней власти? На мой взгляд, это делается в чисто практических целях.

Обеление фигуры Сталина дает возможность апелляции к его политике, как внутренней, так и внешней. А это, в свою очередь, необходимо для обоснования действий нынешней власти. Именно поэтому «отец народов» сегодня востребован ею.

Как представляется, у этого феномена есть две основные причины. Первая - внутриполитическая. Сталин — это, прежде всего, олицетворение сакральности власти. Сакральную власть не обсуждают и тем более не осуждают, что бы она ни делала. Такая власть права уже потому, что она власть. Она величественна, незыблема и могущественна (а ее могущество определяется вооруженной силой - чем более она вооружена, тем более достойна преклонения).

Сакральная власть неподконтрольна народу. Она отвечает только перед самой собой. Очень ценное качество в условиях коррумпированности нынешней российской верхушки. Именно по этой причине и в сталинском СССР, и в нынешней России выборы были превращены в профанацию народовластия.

Вторая причина востребованности Сталина сегодня — внешнеполитическая. Сталинизм, по сути, является синонимом имперской внешней политики, которая по определению является экспансионистской. Как мы понимаем, это свойство сталинизма также очень востребовано в наши дни.

Конечно, нынешний сталинизм это скорее пародия. Тот самый фарс, в виде которого, согласно известной фразе Маркса, история повторяется. Для масштабных репрессий у нынешнего режима нет ни средств, ни сил. Поэтому прошлое воспроизводится в форме его уменьшенной копии. ГУЛАГ остается, но там не несколько миллионов заключенных, а меньше одного миллиона, и работает он, как коммерческое предприятие, что, впрочем, отнюдь не облегчает участь тех, кто там находится... Политические заключенные есть, но их количество исчисляется десятками, в худшем случае сотнями, но не миллионами. Выборы на федеральном уровне, как и во времена сталинско-брежневского СССР — имитация, но «на местах» порой еще возможна реальная политическая конкуренция и борьба за власть. Свобода слова под прессом, но полностью не задавлена. И так далее.

В чем нынешний режим почти полностью соответствует сталинскому, так это в своей внешней экспансии. Масштаб территориальных приобретений, правда, еще несравним, но направленность, замах — вполне.

Но вот в чем есть принципиальное отличие, так это в экономике. Сталинский режим, хоть и зверскими методами, создал мощную индустрию. В стране тогда были построены около 40 тысяч только крупных предприятий. Как известно, во время Великой Отечественной войны СССР многократно превзошел гитлеровскую Германию и ее сателлитов по производству танков, самолетов и другой военной техники. Именно благодаря этому, а также огромному человеческому ресурсу и была выиграна Великая Отечественная война.

В нынешней России нет ни индустрии, сопоставимой с советской, ни такого же количества граждан, готовых беззаветно жертвовать собой во имя вождя. Национализация если и проводится, то только для того, чтобы затем с помощью приватизации перераспределить привлекательные активы среди «своих».

Еще более важное отличие, казалось бы, заключатся в том, что в нынешней России уже нет (во всяком случае, в тех масштабах, что в 20-50 годы XX столетия) того патриархального общества, которому соответствовала сталинская власть. Однако за последние 15 лет отчасти оно было воссоздано. Большинство населения современной России - наемные работники, зависимые либо от государства, либо от связанных с ним корпораций. Деградация образования, культуры, в том числе, политической, привели к возникновению среди молодежи целого слоя малограмотных, невежественных, но преданных власти людей.

Если эта деградация будет и дальше идти теми же темпами, (а ничто не говорит пока об обратном), то мы вновь легко можем получить ту социальную базу, на которой Сталин создал и свой культ, и свою диктатуру в 20-30 годы. Для этого поклонникам нового вождя надо знать немного: что враги - повсюду, танки - быстры, а вождь - велик.

Пока же мы имеем сталинизм-лайт, убогий и бесперспективный.

Александр Желенин