Posted 7 марта 2016,, 08:32

Published 7 марта 2016,, 08:32

Modified 31 января, 09:22

Updated 31 января, 09:22

Бог беспомощный, а заступники злые

7 марта 2016, 08:32
Дмитрий Губин
Судебный процесс по статье «Оскорбление чувств верующих» станет интересным юридическим экспериментом.

В Ставрополье идет суд над блогером Красновым, которого, если верить новостной ленте, судят за то, что в интернет-холиваре, виртуальной священной войне, он заявил оппонентам, что Бога нет и что Библия — всего лишь свод еврейских сказок.

— Дурдом, — бросает в сердцах мой московский коллега, — время — назад. Мы в XIX век откатились, скоро до инквизиции дойдем. Сколько, говоришь, статей до революции веру в Бога защищало?

— Больше дюжины, — откликаюсь я. — Раздел второй уголовного уложения 1845 года, «преступления против веры». Помнишь, у Льва Толстого в «Воскресении» крестьян судят за то, что сами читали Евангелие? Но в 1906-м вышло послабление. За отступление от веры перестали сажать. Хотя, понятно, за богохуление и кощунство все еще волокли в Сибирь, прямо как Pussy Riot…

Мне история русской веры и церкви интересна. В моей жизни было два периода богоискательства, я дружил со священниками и знавал архипастырей, крестился в возрасте за 30. Но сейчас — абсолютный атеист. Для меня Бога нет. Библия для меня — древнееврейский фольклор: любопытнейшая смесь сказок, летописей, законов, фантазий и последующих импликаций.

Но доверять новостным лентам, а уж тем более соглашаться с тем, что Россия несется в средневековье (хотя соблазн велик: эта формула объясняет все, что сейчас происходит, — от импортозамещения до войн), не спешу.

Поправочка: блогер Краснов не просто назвал Библию «сказками», он употребил другое слово, которое часто использует, например, блогер Артемий Лебедев. Это большой лингвистический тренд: расширение применения обсценной лексики, снижение ее криминальности. Бабушка по улице идет, а рядом девочки через слово матом, — бабушка в ужасе. А на самом деле для поколения девочек известные слова уже не являются тем табу, которое заставляет пригибаться к земле старушку. Это как со словом f…k для англичан. После 21:00 можно употреблять даже в эфире Би-Би-Си: грубо, но не криминально. Хотя учтет ли это судья?

Вторая поправка: заявление в полицию на блогера Краснова написали не какие-то богомольцы, а два студента ставропольского юрфака. Студенты-юристы чем-то напоминают детей, курочащих машинки и кукол, чтобы понять, что внутри. Часть 1 («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих») недавно введенной статьи 148 УК РФ — для них такая же машинка. Тем более что статью 148 относят к так называемым «резиновым законам». То есть к законам, которые, в случае необходимости, можно растянуть на что (и на кого) угодно.

Вот представьте: вы начинающий юрист. Ведь интересно, можно ли штрафануть на 300 тысяч рублей дамочку, зашедшую в церковь без платка, либо упрятать на год в тюрьму мужика в шляпе? Они ведь не уважают местное общество, так? Оскорбляют чувства, нет? А блогера, назвавшего Библию фигней, уконтрапупить можно? А на какой срок?

Вот студенты и экспериментируют. Тем более что полиция обязана принять заявление, провести проверку, назначить экспертизы, при наличии признаков преступления передать дело в суд, а суд обязан дело рассмотреть, — ничего личного. На меня пару раз писали заявления за разжигания и оскорбления, я потом с полицейскими и прокурорами мирно пил чай («да мы с вами согласны, но вы же понимаете…» — говорили они). Но перед тем получал консультации от очень хороших юристов, строго наставлявших, что следует или не следует делать…

И вот в рамках юридического эксперимента на Ставрополье начинает происходить интересная история (хотя блогер Краснов, вероятно, другого мнения).

Дело в том, что «резиновые законы» создаются не просто для точечного применения против лиц, неугодных государству. Предполагается, что резинку этой рогатки будет оттягивать тоже тот, кто уполномочен. Например, против громокипящего атеиста Александра Невзорова государство дела по статье 148 возбуждать не будет: себе (и РПЦ) дороже. Потому что знатный журналист и атеист превратит процесс в грандиозное шоу, на котором не только обильно начнет цитировать Ветхий Завет (со всеми звучащими там приказами Бога убивать женщин и детей в Ханаане — Числа 31, 17 и 18). А то, пожалуй, и поделится тайнами личной жизни православного епископата. Пусть уж лучше оскорбляет, не называя имен!

Проблема в том, что в Москве контролировать применение «резиновых законов» можно. А вот в провинции, как выясняется, — нельзя: страна слишком большая. И теперь Москва получает прекрасный, широко освещаемый процесс, где судья, надеюсь, будет выяснять детали. Например: как истцы, чьи религиозные чувства оскорблены, могут доказать, что они — верующие? На слово верить нельзя: православным сегодня на Руси быть выгодно, всяк карьерист кладет у иконы поклон. Предъявить свидетельство о крещении? Ну, так у нас с Невзоровым оно тоже есть. Можно, например, провести судебный эксперимент в соответствии с Евангелием от Матфея (17, 20): если истцы «имеют веру с горчичное зерно», пусть сдвинут с места гору. Или хотя бы спичечный коробок. Я в нетерпении.

А блогер Краснов пусть подает встречный иск и требует запретить Библию как подрывающую основы морали, потому как там в главе 19 Книги Бытия две праведницы-дочери праведника Лота (а только три праведника из ужасного Содома и спаслись) совокупляются с собственным отцом, беременеют и рожают, и Бог их не наказывает, а это уже пропаганда инцеста!..

Да, это будет прелюбопытный процесс, за которым станет следить весь мир, и Папа Римский, верю, пришлет весточку Патриарху, в интересах которого, говорят злые люди, статья 148 и принималась.

Но пишу я это все-таки не к тому, что «резиновые» законы бьют в итоге не точечно, а как бог пошлет, и не к тому, что нынешняя русская церковь теряет из-за таких дел немало совестливой паствы.

Я к тому, что и глупую ситуацию нужно использовать в интересах разума.

Во-первых, разумно тем, кто не читал, добраться все же до первоисточников: в Сибирь, скорее всего, не сошлют. Православные холивары меня восхищают тем, что обычно ни одна из сторон не читала даже Четвероевангелия, не говоря уж про весь корпус Нового и Ветхого Заветов. Не бойтесь: за месяц Новый Завет любой может осилить.

Во-вторых, верующим и неверующим полезно ознакомиться с популярной религиоведческой литературой: ее читать куда интереснее, чем то, что одобрено Синодальным информационным отделом РПЦ для продажи в церковных лавках.

И вот тут выбор большой — от страстных «Людей лунного света» и «Темного лика» Розанова до не менее страстных «Уроков атеизма» Невзорова. Есть книжные серии. Большая подборка у ЭКСМО: от «Великого обмана» Барта Эрмана (там про авторство текстов в Библии) до «Бог и мозг» Мэтью Альпера и «Войн за Бога» Филиппа Дженкинса. «Альпина нон-фикшн» издает знаменитого религиоведа Карен Армстронг — «История Бога», «Поля крови», «Битва за Бога». В одном питерском издательстве вот-вот выйдет прогремевшая на всю Европу «Почему я не христианин» немецкого теолога Курта Флаша (да-да, одноименная с прогремевшей на весь мир книгой Бертрана Рассела — математика и философа, который сравнил Бога с чайником на орбите: никто не видел, и невозможно ни доказать, ни опровергнуть…)

Читайте — и следите за процессом в Ставрополе.

Хотя я уже сейчас могу предсказать кое-какие итоги.

Всесильный и всемогущий Бог никак не заступится ни за себя, ни за чувства верящих в него людей. Тот, кто раньше запросто сжигал целые города с грудными детьми, не сможет наказать блогера Краснова даже поносом. Что поделать: у нас на защиту Бога не надеется даже Патриарх, который больше полагается на бронированный «Мерседес» и вооруженную охрану ФСО.

Зато к имени Бога будет прибегать огромное количество людей, которым заступничество за Бога принесет вполне ощутимые земные дивиденды.

Дмитрий Губин