Posted 16 марта 2016,, 14:24

Published 16 марта 2016,, 14:24

Modified 31 марта, 04:00

Updated 31 марта, 04:00

Ни войны, ни мира

16 марта 2016, 14:24
Александр Желенин
На стремление Москвы вернуть себе статус полноценного партнера Запада Евросоюз ответил новыми принципами политики в отношении РФ.

Путин вновь победил. Причем сделал все, как и обещал: сказал полгода назад, что российские войска в Сирии ненадолго и вот, пожалуйста, они уже выводятся. Всех врагов, каких надо, победили - и домой. А каких не победили, значит, и не надо было.

Запрещенные в России террористические организации «Исламское государство» (ИГ) и «Ан-Нусра», против которых мы так успешно воевали, правда, живы-здоровы. Но кому это интересно? Уходим из Сирии красиво, с чувством выполненного долга.

Причины вывода ВКС России из Сирии очевидны. Воевать дальше — себе дороже. Во всех смыслах. Во-первых, денег действительно нет. Не случайно военный бюджет воюющего (подчеркнем это!) государства, каковым до сих пор являлась Россия, уже был сокращен.

Во-вторых, на носу выборы в Госдуму, а в Сирии, меж тем, полная неопределенность. Ну, хорошо, армия президента Башара Асада в некоторых местах продвинулась. Дальше что? Особенно если учесть, что большая часть сирийско-турецкой границы контролируется кем угодно — ИГ, «Ан-Нусрой», курдами — но только не правительственными войсками.

«Исламское государство» по-прежнему занимает большую часть Сирии и против него армия Асада особо не воюет. Чтобы справиться с этим средневековым теократическим образованием, нужна наземная операция, но кто ее будет проводить? У держав, которые шумели по поводу ИГ больше всего - РФ и США - на носу выборы. Они своих солдат за торжество современной цивилизации в обозримом будущем туда не погонят. Не на Саудовскую Аравию же надеяться, право! Она с Йеменом до сих пор справиться не может.

Тем не менее, вывод российских ВКС из Сирии вносит в ситуацию ряд существенных корректив. Во-первых, это означает, что новой русско-турецкой войны не будет. И это благая весть как для россиян, так и для всех остальных жителей планеты Земля. Потому что последствия войны с наиболее мощным после США членом НАТО (с вероятным перерастанием в войну со всем Североатлантическим альянсом), могли бы стать фатальными и для РФ, и для всего остального мира.

Во-вторых, Россия на данном этапе своего развития завершает (приостанавливает) свою внешнюю экспансию. Причем, по причинам, которые в 2014 году в Кремле не то чтобы не просчитали, а не желали просчитывать. И главная их них, как мне кажется, состоит в том, что «великий поворот на Восток», а именно, в сторону Китая, не состоялся. Просто потому, что в Пекине, в отличие от Москвы, считать еще не разучились. Все, что китайцам нужно от России, они берут и сейчас. Все что они сочтут нужным взять в будущем... будет взято в будущем.

Пока же выяснилось, что России особенно нечего предложить своему великому восточному соседу. Одна из веток широкомасштабного китайского проекта «Новый шелковый путь» и без всяких эпохальных поворотов будет проходить через РФ, и китайские товарищи уже получили права на реконструкцию и строительство наших железных дорог. Резко развернуть из Европы в Китай нефтяные и газовые реки Сибири? Китайцы заявили, что они не против. Изыскивайте лишние десятки миллиардов долларов на новые нефте- и газопроводы, и вперед, гоните энергоресурсы в Поднебесную по смешным китайским ценам. Не согласны? А вы как хотели - торговать по европейским ценам? Ну и кто здесь смешон...

Так что теперь, в связи с неудачей на Востоке, Россия изо всех сил стремится вернуть себе статус полноценного партнера Запада. В значительной степени это обоюдное желание и тут тоже не надо быть идеалистами.

Тот факт, что решение Путина вывести войска из Сирии произошло в один день с заявлением верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини про «пять основных принципов политики в отношении России», вероятно, не случаен. Согласованная позиция европейских министров иностранных де-факто констатирует новую реальность, сложившуюся в мире. Это классическое «ни войны, ни мира». Упомянутые пять «норм» означают, в частности, следующее: новые фактические границы Российской Федерации цивилизованными странами не признаются, санкции «за Крым» не снимаются, однако диалог с Москвой, особенно в отношении некоторых внешнеполитических проблем, понемногу размораживается.

По-другому при современном миропорядке и быть не могло. В ряде сегментов рынка, не только Россия жестко привязана к Европе экономически, но и Европа к России. Запрет на поставки продукции европейских сельхозпроизводителей в РФ действительно сильно по ним ударил. Кроме того, европейцы и американцы готовы сотрудничать с РФ по проблеме, например, Северной Кореи, о чем также упомянула Могерини. Российский МИД своим окриком в сторону Пхеньяна уже продемонстрировал, что также готов здесь в взаимодействию с Западом.

В ответ европейцы и американцы закроют глаза на нерешаемые для них на данный момент проблемы Крыма и Донбасса. То есть, на словах поддержат Украину и даже будут расширять с ней отношения в рамках Восточного партнерства, но никаких реальных телодвижений в ущерб российским интересам предпринимать не будут.

Хотя и прежнего доверия уже тоже не будет. Могерини пообещала «укрепление внутренней устойчивости Европейского Союза, частности, в том, что касается энергетической безопасности, гибридных угроз и стратегических коммуникаций». И, как сказано, «не только».

С Украиной, Грузией и Молдавией Россия, по сути, может попрощаться — их движение на Запад окончательно и бесповоротно предопределено ее собственной политикой в отношении этих стран. В самой же России уход сирийской, и, главное, украинской, повестки на задний план приведет к тому, на что также рассчитывают в Кремле: некоторому успокоению страстей внутри страны. Потому что раскол в стране по вопросу Украины, пожалуй, самый острый со времен гражданской войны 1918-1920 годов.

И в этих условиях пресловутые 14 процентов людей, не поддерживающих политику нынешней российской власти, не менее весомы, чем остальные 86 процентов, потому что это самая модернизированная, убежденная и политически активная часть населения, что раз за разом демонстрируют протестные манифестации в Москве. В Кремле это, похоже, поняли и пытаются интегрировать эту часть населения, насчитывающую около 20 млн человек, в новую «постукраинскую» Россию в качестве худо-бедно институализированной, а значит встроенной в действующую систему оппозиции.

В этом смысле нынешняя политика властей России (и внешняя, и внутренняя) направлена только на одно: на выживание в условиях как экономического и политического кризиса в России, так и надвигающейся на весь мир новой «великой депрессии», признаки которой уже замечены в Европе и Китае.

Александр Желенин