Posted 7 апреля 2016,, 15:39

Published 7 апреля 2016,, 15:39

Modified 31 марта, 03:44

Updated 31 марта, 03:44

То, что нас разрушает

7 апреля 2016, 15:39
Можно провести экономические реформы, можно провести политические реформы. Но есть в нашей жизни несколько явлений, которые в принципе не дают стране подняться.

Можно провести экономические реформы, можно провести политические реформы. Но на мой взгляд, есть в нашей жизни несколько явлений, которые в принципе не дают стране подняться. Эти явления буквально разрушают людей, не дают им стать хозяевами своей жизни, а значит, и страны.
Вот мой список этих явлений.

1. Жизнь в многоэтажных бараках вместо жизни в своем доме

В СССР люди жили бедно, и самым большим дефицитом был дефицит жилья. Люди были рады переселению из бараков в пусть многоэтажные, но свои закутки. Но в многоэтажном доме ты все равно остаешься по сути в бараке общей собственности. Нет даже минимального участка двора, который лично твой и за который ты отвечаешь. Чувство частной собственности разрушается в таких домах. По всему миру от них отказываются. Целые кварталы многоэтажек сносятся ради домов, где человек способен почувствовать пусть небольшой, но участок своей земли.

Как исключение и как выход в некоторых странах если и возводят многоэтажные дома, но тогда с террасами, мини-садами, чтобы у каждого человека был пусть небольшой, но свой участок.

Посмотрите на наши города — они разрушены полностью, непригодны для жизни. Люди не могут решить, как выглядит их двор. Невозможно принять решение коллективом из тысячи жильцов. Чиновникам в таких городах комфортно — минимум подотчетности, мегабюджеты. Но человеку жить в многоэтажках плохо. Как результат — люди ищут спасения на дачах, загородом. В результате вместо комфортного места для жизни в городе у людей недокомфортное место в городе + недокомфортное (ибо загородом нет школ, социалки, ничего) место загородом.

Выход очевиден — снижать этажность домов по всей стране. Оставить многоэтажки только для офисов. Вообще пора относиться к домам выше четырех этажей как к непригодному жилью.

Я не верю, что в нашей стране гражданин-собственник встанет на ноги и начнет управлять государством без революции в жилищном строительстве.

2. Правило «Мой дом — моя крепость» отсутствует

Близкая к озвученной выше проблема — в нашей стране не защищено право собственности. Собственник должен иметь право насколько угодно яростно защищать свой дом от любого, кто входит без разрешения собственника на его территорию. И речь не только о домах, но и о компаниях, о земле, даже об автомобиле.

Я хочу, чтобы в России появились истории, когда ветхая старушка в старой избушке не дает построить мегаважный государственный газопровод к голодающим детям-сиротам. Чтобы вот прямо жизнь сирот на кону, вся страна негодует на эту старушку, государство в отчаянии заламывает руки, а чтобы к дому этой старушки все равно не смел прикоснуться никто. И государство вынуждено было бы строить тоннель, мост, объездной путь, канатную дорогу, водный канал — что угодно, лишь бы не задеть только ветхую собственность дряхлой старушки.

Чтобы уродливая шаурма, построенная по проекту самого безумного маньяка, нарушающая внешний вид всех самых значимых архитектурных объектов мира, но получившая однажды разрешение на торговлю в центре Красной площади, и даже если это разрешение выдано мэром, который давно уже посажен и расстрелян (но все же он был мэром, когда давал это разрешение!) — чтобы эта вонючая шаурма не могла убраться с Красной площади раньше, чем владелец не получит достойную компенсацию и не согласится на нее.

Чтобы странный заросший мужик, увезший свою семью в лес и честно купивший участок этого леса, мог поставить предупреждающие таблички «не заходите на мою землю», мог поставить сколь угодно капканов против тех, кто проникнет на его участок и мог бы палить без разбору пусть даже в толпу верховных главнокомандующих, если они без его позволения вторгнутся на его священную собственность.

Вот такой защиты частной собственности я хочу. И пока ее не будет — я не верю в возрождение страны. Человек, которому не дают свой клочок земли для заботы и защиты, не способен по-настоящему и мудро заботиться о своей Родине и защищать ее (да-да, я специально добавил слово «мудро», т. к. разбазаривать Родину мы умеем).

3. Состязательность в суде и открытость суда отсутствуют

Закрытый несостязательный суд — третья важная беда, которая разрушает наш народ. И здесь все даже со зданий суда все начинается. Вход в суды по паспорту — с какой стати? Даже если представить себе какое-то сверхсекретное слушание — есть отдельное помещение для этого конкретного заседания — там и вводите режим «суд в опасности». Далее, сами залы судебных заседаний уродливо малы. Специально, чтобы там не могли поместиться зрители. На мой взгляд, все помещения суда, в которые не может одновременно уместиться хотя бы 300 человек, в принципе должны быть снесены как негодные. А в городах-миллионниках все залы должны быть еще больше. Залы на 50 человек допустимы в поселках, но не в городах. Вся видео, аудио и фотосъемка в зале суда должна быть разрешена на всех процессах.

Равно и о состязательности, которой нет. Адвокаты должны иметь реальную возможность вести свое расследование. У них должны быть все полномочия на получение документов, важных для их подзащитного.

Ну и, конечно, суд присяжных должен применяться как можно чаще.

А сами судьи должны быть выборными.

Я не верю, что мы как страна поднимемся, если не вернем открытость и состязательность суда, если доверие к суду не вернем.

4. Налоговая темнота

Мы странно платим налоги. По факту часть наших личных налогов вынужден платить работодатель. В результате мы верим в мифически низкий 13-процентный налог. Я думаю, что надо получать на руки всю зарплату и самому платить уже все эти пенсионные, страховые и прочие бремена. Тогда люди поймут, из чего складываются жировые складки на лицах государственных деятелей — из пота и крови работяг, у которых эти деньги крадут. Тогда налогоплательщик будет спрашивать с государства за каждую его трату.

Видите, я не предлагаю платить больше или меньше налогов — я говорю, что пришло время рассказать честно людям, сколько они в действительности платят государству.

Демократия налогоплательщика — самая сильная из демократий. Она куда устойчивее демократии ждущего подачек раба.

5. Бесправие на оружие

Армия — единственная структура в России, которой достается принудительный труд. Никто в здравом уме ни на что хорошее не поставит тех, кого привели работать поневоле. Бизнесмены это понимают, фермеры это понимают, даже ФСБ это понимает (пограничники, переведенные в ведение ФСБ, мгновенно были переведены на контрактную службу и там нет теперь призывников).

Призывная армия — прямое следствие отсутствия в государстве принципа «мой дом — моя крепость». Если у каждого собственника на стене висит ружье — нет проблем мужчин научить обращению с оружием. В большей безопасности та страна, где оружие в случае войны не выдают оружие на призывных пунктах, а оно висит в каждом доме на стене.

Армия должна быть профессиональной. Призыв нужно отменить. На мой взгляд, достаточно создать по стране сеть клубов, куда все желающие могут прийти потренироваться, пострелять, поучиться выживанию и т. п. — этого будет достаточно.

Второй важный момент в этом — современные войны выигрываются не только мускулами, но еще и знаниями, технологиями. Отсутствие призывной армии поможет молодым людям более взвешенно выбирать дорогу в обучении, свой вуз. А значит, мы получим на выходе большее развитие науки, в т. ч. и военной, если необходимо.

Пока у России призывная армия — мы будем отставать от мира.

7. Заборы в госучреждениях

В 1991 году возле Белого дома не было забора. Я точно помню — я защищал Белый дом от путчистов. Потом этот забор возвели. Госучреждения превратились в крепости, куда простым смертным вход заказан.

В бесконечно воюющих США я — иностранец — спокойно зашел в здание Конгресса, а там спокойно зашел на слушания. Никто не спрашивал у меня документов. Я только прошел через рамки детектора и все. Так же должно быть и в России. Госдума, Совет Федерации, Кремль, мэрии, думы, министерства — в любое госучреждение должен быть свободный вход. Без какого бы то ни была запроса документов.

Может показаться, что это мелочь — но это зримый образ незримой закрытости государства от избирателей. Все заборы должны быть убраны. (Металлодетекторы можно оставить, но документы спрашивать нельзя и пускать нужно всех).

Государство должно быть открытым. Без этого не изменимся.

8. Тюремный беспредел

Тюрьма — это витрина правосудия. В идеале.

В этой сфере так много нужно менять, что устанешь перечислять, но я обозначу на мой взгляд главное.

— Все должны отбывать наказание в своем регионе. Нет, я понимаю, конечно, что хорошо, что территории России нет в Антарктиде, а то ФСИН и там бы колонию возвели, но родственники должны иметь возможность навещать своего родного человека. Это достигается только тем, что в каждом регионе должны быть свои тюрьмы и именно там должны отбывать наказание заключенные. Совершил житель Томска преступление — отбывает наказание в томской тюрьме.
— Должен быть полностью отменен принудительный труд. Кружки, ремесла, секции, спорт, музыка, театр — пожалуйста, но о шитье варежек пора забыть. Тюрьма это не история про принудительный труд.
— Должен быть свободный доступ на общение с заключенным без ограничений для родных, адвокатов и любых лиц, которые укажет сам заключенный (пусть через стекло, но хоть каждый день), должны быть сняты любые ограничения на передачи, подписки, посылки и т. п.
— Каждый заключенный должен иметь возможность заочно учиться в вузе.
— В тюрьмы должен быть доступ для проектов НКО и для правозащитников.
— Все пыточные вроде ШИЗО должны быть закрыты.

Ну и т. д. и т. п. Пока мы не изменим тюрьмы — мы не изменим страну.

Наверное, есть еще что-то важное, что я упустил. Но все же, мне кажется, я назвал те явления, которые мы устранить просто обязаны. Даже если придет демократия, но все перечисленное выше останется как есть — демократия рано или поздно улетучится.

Прочитать оригинал поста Олега Козырева с комментариями читателей его блога можно здесь.