Posted 13 мая 2016,, 12:16

Published 13 мая 2016,, 12:16

Modified 31 января, 10:10

Updated 31 января, 10:10

Всех порвем красиво!

13 мая 2016, 12:16
Сергей Лесков
В России сложилась архаическая система ценностей, где в абсолют возведена военная мощь и ее разновидность — спортивный рекорд.

Президент Владимир Путин неделю напролет совещался с руководителями военно-промышленной отрасли и министерства обороны. Едва закончился парад в честь Дня Победы и по стране прошел «Бессмертный полк», глава государства вызвал на ковер (не на пляж же!) в Сочи «генералов оборонки» и настоящих генералов.

Невозможно считать это совпадением. Кремль усиливает крен в сторону силового блока, хотя совсем недавно общим местом считалось, что непомерные траты на военно-промышленный комплекс надорвали жилы советской экономике.

Но сегодня кажется неоспоримым, что лишь военная операция в Сирии, в ходе которой Россия бравой мощью утерла нос злопыхателям, не только позволила вернуться в круг мировых лидеров, но и повысила шансы на отмену санкций. Следуя логике, кремлевские обитатели не могут не прийти к выводу, что громыхание парадов и наращивание военного потенциала увеличит уважение к России и раскроет объятия лидеров западного мира.

Эти умонастроения приводят к щедрому финансовому удобрению оборонной отрасли и силовых ведомств. В жертву принесена социальная сфера, опросы даже близких к власти социологов говорят о значительном обнищании населения. Но самое удивительное, что протестов на сей счет практически не слышно. Наоборот, люди в своей массе приветствуют политический курс. И наиболее выпукло это проявляется в том, как изменилось отношение к празднику 9 мая по сравнению с советской эпохой.

Реставрация советских ценностей происходит по многим направлениям. Но парадоксально, что главное достижение СССР — победа во Второй Мировой войне — избежало всеобщей реставрации и воспринимается в нашу эпоху совершенно иначе. В этом легко убедиться, изучив пространные комментарии и бурные дискуссии, вспыхнувшие вокруг военного парада и шествия «Бессмертного полка».

На второй план оказалась оттеснена трагическая нота, которая доминировала в восприятии Дня Победы на протяжении нескольких десятилетий. Грусть кажется неуместной, когда можно ликовать. Жертвы и заблуждения вторичны, когда цель оправдывает средства. Европейские забеги «Ночных волков» и прочие подобные мероприятия лишены даже оттенка трагизма и призваны напомнить сбившейся с пути Европе, что мы, в случае чего, можем вернуться и опять накостылять.

Особым спросом в этом году пользовались черные майки с надписями на груди «Всех порвем красиво!», а на спине — «С нами Бог!». Люди, считающие себя русскими патриотами, разгуливали с этими броскими лозунгами даже в берлинском Трептов-парке.

Невозможно представить, чтобы современная киноиндустрия предложила зрителю фильмы, сделанные в тональности старых шедевров о войне: «Летят журавли», «Баллада о солдате» и «Отец солдата», «А зори здесь тихие». Современные «Сталинград» и «Сволочи» сделаны в другой стране и для другого зрителя. Кроме взрывов, ничего общего.

Прежде нас приводило в изумление голливудское прочтение войны. Теперь приходится признать, что американские «Спасти рядового Райана» или «Пианист» значительно ближе к советским шедеврам, чем родимая «Цитадель».

Одна из лучших песен о войне советского периода «Хотят ли русские войны» на стихи Евгения Евтушенко была написана перед историческим XXII съездом КПСС, который назвал дату торжества коммунизма. Пластинку с песней в исполнении Георга Отса на английском языке вручали делегатам Международного конгресса за всеобщее разоружение и мир в 1962 году. Любопытно, что в ГлавПУРе (Главное политическое управление Советской армии) протестовали против этой песни, считая, что ее пацифистский подтекст деморализует советских солдат. Но если бы подобная песня появилась сейчас, то гарантированно ее сочли бы происками «пятой колонны», подкопом либералов и запретили бы задолго до того, как проснулся бы современный ГлавПУР.

В современной системе координат победа оказывается высшей ценностью. Если раньше 9 мая власти всех уровней вдруг вспоминали о ветеранах, то сейчас пушечное мясо Победы расценивается как щепки, которые неизбежно разлетаются при рубке леса. Со всей страны идут сообщения о забытых местной властью стариках, об отмене грошовых подарков в ветеранских организациях вроде блокадников Ленинграда и жертв незаконных политических репрессий.

Непомерное для цивилизованного государства увлечение спортом лежит в направлении того же вектора, но канализирует агрессию на завоевание медалей. Естественно, цена победы при этом значения не имеет. Это касается и раздувания спортивного бюджета, и употребления запрещенных препаратов. Взять высоту любой ценой! Допинговые скандалы опутали российский спорт, как змеи семейство Лаокоона. Невозможно поверить, чтобы спортсмены принимали возбуждающее зелье втайне от спортивных генералов. При этом косноязычная и лукавая спортивная власть не в силах помешать врачам выкладывать откровения на стол.

Среди праздников существует иерархия. В советскую эпоху главным государственным «красным днем календаря» было 7 ноября. Первомай — это день разрешенной режимом уличной и низовой активности, строго направленной на поддержку государства. 9 мая в ту эпоху носило характер грустного поминовения жертв и особо трепетного отношения к ветеранам, которые наивно и по-детски проводили самопрезентации в городских парках. Лоялистской составляющей 9 мая несколько десятилетий не имело, государство предпочитало отойти в тень перед святой памятью войны. Может быть, это происходило по той причине, что в ту эпоху партийные чины принадлежали к поколению войны, а всякому цинизму есть мера. Нынешней власти ничто не мешает приватизировать праздник Победы и, за отсутствием иных достижений, использовать его в своих целях.

В начале ХХI века в России сложилась архаическая система ценностей, где в абсолют возведена военная мощь и ее разновидность на время перемирия — спортивный рекорд. Победоносные кличи позволяют смириться с чудовищным провалом в образовании, здравоохранении, интеллектуальной сфере. Страна застряла на уровне четвертого технологического уклада, когда мир осваивает уже шестой. Но Россия ликует.

К слову, перманентные допинговые скандалы в нашем спорте — следствие того, что наша фармакология так и осталась на уровне прошлого столетия и постоянно попадает в ловушку.

Прогноз? Вектор, заданный властью, и настроения, которые царят в обществе, напоминают атмосферу конца 1930-х годов. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», — сказал главный герой фильма «Александр Невский», снятого в 1938 году. Не случайно, этот неоднозначный исторический персонаж по недавнему опросу признан главным именем России, сумев на последнем рубеже обойти Иосифа Сталина. Остается выбрать, кто еще посмеет обнажить против нас свой меч.

Новый враг становится главным дефицитом.

Сергей Лесков