Мой христианский меч в спину экономическому форуму

ПМЭФ мог бы принести пользу, если бы его организаторы задумались о ближних — то бишь о петербуржцах.


Никакой духовности в том, чтобы «закрыть» целый город, нет. © CC0 Public Domain

У меня отношение к завершившемуся в Петербурге экономическому форуму такое же, наверное, как и у вас. Если, конечно, вы петербуржец.

Оно простое: на дни форума из Питера надо сматываться, а если не удалось, то держаться от «мест проведения мероприятий» подальше. На «спецобслуживание» закрыты не только дороги, но порой и жилые кварталы, вход внутрь по спецпропускам либо прописке, вообще тихий адок. И где-то там, за забором, за овчарками, за колючей проволокой, за минными полями что-то говорят об экономике Кудрин и Греф — эти Пат и Паташон нынешнего легального диссидентства… Ну, хорошо не Пат и Паташон, а Сильвестр и Адашев — когда бы Иван Грозный реинкарнировал в нынешнего царя. Меня года четыре назад во время форума вообще повязали полицаи, когда я посмел ехать на роликах мимо Петропавловки, где баре с форума в ресторации откушивать изволили. С тех пор — и близко ни ногой. Кудрина и Грефа, слава богу, в Интернете можно посмотреть.

То есть мое отношение к форуму — как бы поточнее сформулировать? — вот: христианское. Не в том смысле, что со смирением, хотя и это тоже. А в том, что для меня форум — отличная возможность оценить это экономическое событие с точки зрения христианской культуры. Я ведь человек христианской культуры — даром что атеист. В Бога можно и не верить, а этическую систему принимать. Тем более, что христианская культура вполне может выражать отношение к экономике. Вон, у католиков в Средневековье считалось, что время принадлежит Богу, и потому добрый католик не мог быть ростовщиком: ведь ростовщику проценты капали, даже когда он спал. Получалось, он ворует время у Бога. В этом причина, почему в ростовщики шли иудеи, и почему в банковском деле евреев так много. Ну, а потом Мартин Лютер прибил свои бумаги к дверям Виттенбергского храма, родился протестантизм, из этики которого следовало, что деньги — это учет дел и отчет в делах перед Богом. Почитайте «Протестантскую этику и дух капитализма» Вебера — там об этом в деталях. Вот почему добрый протестант деньги ценит, копит, преумножает и не тратит на пустяки.

А у нас в стране стало модно говорить о растущей духовности, о ее православной составляющей — ну и как остаться в стороне? Тем более, что эти разговоры ведутся все как-то без конкретных примеров. И хотя существует социальная концепция православной церкви, в которой есть что-то про бизнес, но православные сходу ответят: что именно? Увы. Православие в экономике — это когда поп освящает офис и «Мерседес». «И если б здесь не делали детей, то пастор бы крестил автомобили», — это Бродский про Америку. Православные, как видите, шагнули дальше.

Впрочем, есть у христиан всех конфессий и нечто общее — просто у нас оно дремлет под спудом и по отношению к обыденности не применяется. А мне, повторяю, любопытно оценить текущее, real politics и real economics, в категориях христианства. Например, определить место того же форума в христианских координатах. По-моему, именно так и должно быть в стране, которая, если есть верить госмедиа, стала духовным флагманом мира.

В христианстве, если кто запамятовал, важнейшим постулатом является любовь к ближнему. Ближними для участников экономического форума являются петербуржцы. Ни экономического объекта, не экономического субъекта ближе участникам форума не найти. А петербуржцы и Петербург во многом зависимы от туризма, который, кстати, бурно развивается: рост за две пятилетки — с 3,7 миллиона до 6,5 миллиона туристов в год. Однако туристических проклятий Питер не миновал. Во-первых, ярко выраженная сезонность. Во-вторых, замена богатого туриста на бедного. В Петербург стало приезжать больше бедных россиян и китайцев, а вот зажиточные финны, наоборот, год от года сокращают присутствие. С января по май 2015 года границу Ленобласти финны пересекали 456 500 раз, а в 2016 году за тот же период — 321 000. Падение на треть. И китайцами финнов не заменить. Просто потому, что китайцы ходят по Петербургу исключительно группами по два-три миллиона человек и не уклоняются от маршрута автобус — Эрмитаж — магазин янтаря. Вне этого они деньги не тратят. Их бережливость поощряется российским государством: организованные тургруппы из Китая в Россию приезжают без виз.

А вот трата денег финнами нашим государством не поощряется. Финны в Петербург не едут, потому что долго, дорого и муторно делать визу. Дешевле, быстрее и проще сгонять на пароме-катамаране в Таллин. Так что, с точки зрения доброго христианина, визы для финнов, и вообще для европейцев, следует отменить. Европейский безвизовый турист-индивидуалист никакого ущерба Петербургу не причинит, а помочь — может. Понимая это, визы для европейцев (включая русских) отменила близкая нам по политической модели Турция. Да и по духовной модели тоже. Страна, конечно, мусульманская, но ислам — однокоренная с христианством, аврамическая религия…

Питерский экономический форум мог бы стать глубоко христианским событием, топнув ногой и потребовав от МВД и МИДа отмены виз. Но он этого не сделал. Потому что в России решение о том, кому визы, кому нет, принимает один-единственный человек, на которого не смеют топать даже Сильвестр с Адашевым. А он, по-моему, любит жить в охраняемой от развитого мира крепости. Чем больше преград — тем лучше.

Что касается сезонности туризма, то форумы в таких городах, как Петербург или Сочи, надо проводить в ноябре или в феврале, когда грустят отельеры, банкротятся рестораторы и впадают в спячку хозяева катеров. Тогда любой форум — действительно помощь местной экономике. Не думаю, чтобы участники или организаторы форума этого не понимали. Просто у них отношение к местному населению не как у христиан к собратьям по вере, а, скорее, как у оккупантов к жителям временно занятой территории. Для местных — проверка аусвайсов, и через каждые сто метров — полицаи. А себе — лучший вид на Неву… (Не нравится сравнение с оккупацией? Хорошо: тогда форум напоминает консультанта в кондитерской, который потому кондитерскую и консультирует, что может слопать лучший кусок торта. Вот экономический форум и лопает белые ночи. Когда и без форума сладкоежек тьма).

Да-да, я понимаю, что форум важен обсуждением блистательных перспектив страны и «привлечением внимания к проблемам Петербурга». Но для меня это пустые слова. А вот то, как ведет себя форум, — это дела.

Христианин же знает, чему доверять.

Ибо сказано: «По делам узнаете их».

Дмитрий Губин