Posted 25 августа 2016,, 13:10

Published 25 августа 2016,, 13:10

Modified 31 марта, 02:07

Updated 31 марта, 02:07

Паралимпийцы и закон Димы Яковлева

25 августа 2016, 13:10
Сергей Лесков
Патриотические стенания о том, что англосаксы нас обидели, нужны российским функционерам, чтобы привить нам чувство сообщничества.

Российские паралимпийцы отстранены от Олимпиады. Решение окончательное, и оно даже жестче, чем в отношении большой олимпийской команды России, где пострадали только легкоатлеты и тяжелоатлеты. Решение беспрецедентное в истории олимпийского спорта.

По моему убеждению, санкции против паралимпийцев сродни «закону Димы Яковлева», который на Западе критиковали за нарушение норм гуманизма. Разве в этом случае нет такого же нарушения? Дети и инвалиды — игрушки в политических раскладах. И получается, что западные политики с их идеалами гуманизма ничуть не лучше наших консерваторов. Доктрины разные, а результат один.

Нет сомнения, что решение спортивного суда было принято под влиянием большой и нездоровой политики, главный вектор которой в последнее время — обложить Россию санкциями, где только возможно. Вопреки всем олимпийским заветам, спорт превратился в орудие для достижения целей властителей, которые протирают штаны в кабинетах. Лозунг основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена «О спорт, ты — мир!», девальвировался и выродился в утопию.

Надо признать, что и в нашей стране большой спорт рассматривается как лучший способ удовлетворения национального тщеславия, что, без сомнения, служит оправданием злоупотреблений и позволяет, пока не поймали, закрыть глаза на допинговые нарушения.

Повторю, мне наших паралимпийцев безумно жалко. Тем более, паралимпийцем в России быть тяжелее, чем в развитых и богатых странах. Мы знаем, какие нечеловеческие барьеры приходится преодолевать нашим инвалидам, чтобы жить достойно. Санкции против этих удивительных людей кажутся попранием норм гуманизма.

Но это не означает, что наши чиновники вызывают у меня сочувствие. Они много кричат о патриотизме. Кого агитируют? Здесь никого агитировать не надо, а снаружи их не слышат. Патриотические стенания о том, что англосаксы нас обидели и попрали все нормы, нужны функционерам для того, чтобы привить нам чувство сообщничества.

Дескать, мы все пострадали за Россию. Нет, пострадали спортсмены и болельщики. А чиновники — должны нести ответственность. Это они вели настолько глупую и недальновидную политику, что подозрения ВАДА становились все более весомыми. Это они потеряли полсотни проб. Это они прятали российских спортсменов, когда комиссия ВАДА за несколько месяцев до Олимпиады приехала в Россию. Это при их попустительстве (самый мягкий вариант) спортивная Россия стала одним из лидеров в употреблении допинга. Если это патриотизм, то что такое вредительство?

Претензии комиссии Макларена были сформулированы давно. МОК не торопился с санкциями, можно было найти общий язык, предложить контраргументы. Нет, я забыл. «Лэт ми спик фром май харт». Общего языка на таком уровне не найдешь. Думаю, с английскими лордами у наших спортивных функционеров эстетические разногласия, как у Андрея Синявского с советской властью.

Признаться, я каждый день с удивлением узнаю, что Виталий Мутко все еще ходит в министрах. Мало того, он по совместительству еще и президент Российского футбольного союза. По логике событий, направление следующего удара — Чемпионат мира по футболу 2018 года. Мутко уже сейчас персона нон грата в спортивном мире. Он хочет еще и футбол потерять?

Что касается патриотизма, то патриот не тот, кто громче всех кричит об этом, а тот, кто отлично делает свое дело и добивается результата. То есть профессионал, пусть даже молчаливый. Как говорил Сталин спортсменам и тренерам: если вы не можете завоевать золото, добудьте его.

Российские спортивные чиновники продули все, что только можно и везде сели в лужу. Если бы они были профессионалами, то должны были давно заметить антироссийские тенденции и обязаны были предупредить их раньше. Например, когда американцы поделили золото наших фигуристов. Или когда засудили гимнаста Немова. А чиновники устраивали пиры в Русском доме, черпали сапогом черную икру и вызывали ужас у англосаксов с их этикой протестантизма и скромности в потреблении.

Сейчас чиновники прикидываются Родиной. Испытанный прием. И мерзкий. Что касается комиссии ВАДА, ее можно сколько угодно критиковать. Есть за что. Но толковый специалист предвидит действия недруга. А на обиженных воду возят. Кстати, почему в авторитетной международной организации нет ни одного представителя России? Хотя Вячеслав Фетисов еще недавно был одним из ее руководителей. Это еще один признак непрофессионализма.

Я противник коллективной ответственности. XXI век — не Средневековье, спортсмены — не татаро-монгольская конница. В решении ВАДА легко увидеть нарушение презумпции невиновности, поскольку наказаны совершенно непричастные к допингу спортсмены. Кроме того, это дискриминация и по признаку гражданства. Однако Олимпийская хартия не допускает контроля за развитием спорта со стороны правительственных организаций, а именно это вменяется в вину России. Убедительного ответа на эти претензии не слышно. Наши аргументы делятся на две группы: полное отрицание и «так у всех». Хотя эти аргументы логически противоречат друг другу.

Самое же главное — на решения спортивных судов не распространяется международное право. Это корпоративные суды. Вроде судов чести. Если говорить о правах человека, то и обязательный анализ в уборной после финиша тоже можно считать нарушением высоких конвенций. По этой причине все ссылки на презумпцию и дискриминацию некорректны и не имеют веса.

Я очень надеюсь, что санкции против спортсменов пойдут нам на пользу. В любом поражении можно увидеть плюсы. Вдруг мы, наконец, поймем, что спорт не может быть самым главным направлением для удовлетворения национальных амбиций. Лучше удивлять мир в других областях — здравоохранении, образовании, науке, экономике, нашем любимом и заброшенном космосе. Быстрее, выше, сильнее — это не про вытеснение спортом всех других сфер, где реализуются таланты и амбиции общества.

Сергей Лесков