На смену государству

В современном мире растет роль различных сообществ. Некоторые из них — созидательны, никому не мешают, не просят денег и преференций. А некоторые — склонны к деструкции, паразитизму и мессианству.


© CC0 Public Domain

В мире сейчас происходят две противоположные тенденции.

С одной стороны, это объединение — все большее количество людей перестают отделять себя от других по языковым, религиозным, национальным и прочим признакам. И считают себя частью человечества, а своей родиной — всю планету. У них нет изначального предубеждения против акцента, формы носа или цвета кожи — на первое место выходят ум, надежность, профессионализм и прочие качества человека.

С другой стороны, идет дробление. Точнее — сегментация человечества. Когда-то великий Алехин на вопрос о причинах популярности шахмат в СССР ответил: «А что же им еще делать?»

Сегодня же количество сообществ, объединенных общими интересами, огромно. И это прекрасно. В правильно устроенном обществе любой человек сможет найти сообщество себе по душе — постройка боевых роботов, туризм, филателия, дельтаплан, яхтинг, благотворительность, клубы собаководов, кулинария, мотоцикл, дирижаблестроение, выращивание ананасов за Полярным кругом… Это должна быть комфортная для человека среда. В ней будут выходить несколько журналов по его любимой теме, регулярные сборы единомышленников, тематические выставки и будет существовать подотряд промышленности, ориентированный на его хобби.

Значение и количество таких сообществ будет все время возрастать, а роль и значение государства — плавно уменьшаться. В этой связи особенно важны отличительные признаки таких сообществ.

Три признака «плохих» сообществ:

1. Деструкция: сообщества, разрушающие жизнь людей — организованная преступность, торговля наркотиками, рабовладение, терроризм, деструктивные секты…

2. Паразитизм: сообщества, которые не хотят или не могут добывать средства для своего существования самостоятельно и стараются присосаться к бюджету — профессиональный спорт, религия…

3. Мессианство: сообщества, уверенные, что они обладают монополией на истину и могут указывать другим, как им жить — религия, АУЕ (арестантское уркаганское единство), казаки, фанатские движения…

При этом нужно понимать, что никаких преимуществ у института религии по сравнению, например, с филателией — нет. Это два равноправных сообщества. И филателисты не объявляют еретиками коллекционеров пуговиц. Не требуют для себя налоговых льгот и бесплатной передачи земли. Не лоббируют изучения знаков почтовой оплаты в школе. Не требуют отмены выставок и спектаклей на которых отзываются плохо о перфорации и почтовых штемпелях. 

Запомните: хорошее сообщество — добровольно, самостоятельно, оно никому не вредит, не требует для себя никаких преференций и никак не мешает остальным людям своим существованием.

Дмитрий Чернышев 

Прочитать оригинал поста Дмитрия Чернышева с комментариями читателей его блога можно здесь.