Posted 27 сентября 2016,, 10:47

Published 27 сентября 2016,, 10:47

Modified 31 марта, 01:45

Updated 31 марта, 01:45

«Новый Хасбулатов» никому не нужен

27 сентября 2016, 10:47
Елена Земскова
Разговоры об усилении роли парламента бессмысленны до тех пор, пока законы пишутся в Кремле, а лоббисты ходят на поклон в правительство.

Новый созыв Госдумы официально начнет свою работу только 5 октября, но уже известно не только имя будущего председателя нижней палаты парламента, но и большая часть ее руководящего состава.

Интрига с возвращением на Охотный ряд первого замглавы президентской администрации Вячеслава Володина, который сменит в кресле спикера Госдумы ушедшего в СВР Сергея Нарышкина, держалась до последнего момента. Пока, наконец, в конце прошлой недели ее лично не разрешил президент Владимир Путин, впервые обратившийся к депутатам с просьбой поддержать конкретную кандидатуру.

Все, конечно, догадывались, что в Думу придет именно Володин. Но публичный отказ Нарышкина сдать депутатский мандат, а также то и дело появлявшиеся слухи о возможности перебазирования на Охотный ряд нынешнего премьера Дмитрия Медведева не позволяли быть в этом уверенными полностью.

Как только президент озвучил имя будущего спикера, некоторые эксперты заявили, что, оказывается, знали об этом еще весной. Уход Володина в Думу они назвали «предрешенным», хотя якобы бы сам кремлевский чиновник до последнего сопротивлялся, пытаясь остаться работать в президентской администрации.

Но ему не помогли даже 343 депутатских мандата, завоеванные «Единой Россией» на выборах. Этот небывалый доселе результат принято считать личной заслугой Володина, ведь он не только фактически стал одним из «паровозов» партии власти, возглавив ее избирательный список по Саратовской области, но и как куратор всей внутренней политики в стране сделал многое для того, чтобы избирателям не из кого было выбирать и они решили вообще не идти голосовать.

Помимо консервации пассивного большинства, в «копилку» будущего спикера пошло и то, что парламентские выборы в России, которые власти решили провести на три месяца раньше именно с целью снижения явки, не вызывали к жизни усопший «дух Болотной». Протестовать по итогам выборов на улицы никто не вышел, а о непризнании их результатов заявила пара политических карликов вроде партии «Яблоко», которая на этот раз не сумела собрать даже трех процентов голосов и лишилась госфинансирования.

Нынешний состав Госдумы и, в целом, конструкцию партийной системы, сложившейся в России за последние пять лет, считают именно делом рук Володина. Навыбирал - вот теперь сам этим и руководи, примерно в таком духе комментируют его назначение спикером Госдумы политологи. При этом, в зависимости от своей близости к кремлевской кормушке, эксперты оценивают кадровое перемещение Володина как повышение либо, напротив, как политическую ссылку.

Ходят даже слухи, что перевода кремлевского чиновника в Думу лично добивался Дмитрий Медведев - он якобы рассказал президенту о заоблачных политических амбициях Володина. Между тем, последний мало того, что не «питерский», так еще и вроде как не принадлежит ни к одному из политических кланов, при этом всячески демонстрирует верность президенту.

Как ни крути, а перевод доселе не вызвавшего открытых нареканий куратора внутренней политики на новое место работы за полтора года до президентских выборов (а, возможно и всего за полгода, если сбудутся прогнозы об их досрочном проведении) выглядит чрезвычайным событием. Хор голосов близких к Кремлю политологов, правда, утверждает, что, мол, переход Володина на работу в Госдуму повысит степень ее независимости и самостоятельности в системе власти, а также авторитет среди населения, а перед самим ним открываются огромные политические перспективы.

Формально пост спикера Госдумы - четвертый по значимости в стране. И кто-то даже уже назвал Володина «новым Хасбулатовым», намекая на то, что он, будучи человеком с огромным политическим и административным опытом, сможет в случае чего вернуть парламенту не только его былую роль, но и не дать стране скатиться в пропасть. Да что там - иные, пока еще вполголоса, но уже поговаривают о том, что Володин, на самом деле, чуть ли не один из преемников Путина.

Примечательно, что хвалебные отклики звучат в адрес будущего спикера и от оппозиционно настроенных политиков и общественных деятелей, вроде правозащитника Людмилы Алексеевой. Из того факта, что Володин сумел «приручить» и их, многочисленные эксперты делают вывод о том, что он продолжит разговаривать на языке компромиссов и с думской оппозицией (то, что де-факто она не существует - другой вопрос).

И вообще на Охотном ряду теперь якобы возродится настоящая дискуссия, но в то же время будет царить порядок, чтобы в нужный момент все фракции проголосовали консолидированно, а одномандатники из «Единой России» не вышли из-под контроля, повинуясь зову своего региона, а не фракционной дисциплине.

От Володина ждут, что он сумеет так держать в узде Госдуму, что с виду она не будет выглядеть подневольной. Например, депутаты будут чаще приглашать на пленарные заседания представителей внепарламентских партий, чтобы их голос, как говорится, «тоже был услышан». Или, как уже решили на Охотном ряду, единороссы с барского плеча пожаловали трем другим фракциям руководство аж половиной парламентских комитетов, хотя, если исходить из итогов выборов, им не полагалось и четверти.

В том, что Володину удастся создать иллюзию демократии в парламенте, сомневаться не приходится. Лично знающие его отмечают жесткий и упрямый нрав, а также умение добиваться поставленных целей, но, с другой стороны, характеризуют его как вполне гибкого и способного к компромиссам человека. «Все в Думе будут теперь ходить по струнке, как в казарме», - анонимно сказал «Росбалту» один из депутатов, хотя большинство из них публично заявляют о своих симпатиях к будущему спикеру.

Тем не менее, кем бы ни был новый председатель Госдумы, было бы наивно полагать, что роль парламента в нынешней системе власти как-то принципиально изменится. Сложно и даже невозможно представить себе Володина, который блокирует прохождение в Госдуме президентских или правительственных законов. Это может произойти только в случае полной дезорганизации системы власти в России из-за экономического краха или в условиях других чрезвычайных ситуаций. Максимум, что сможет Володин - это высказать по спорным законопроектам свою личную позицию, чем и занимались до него все предыдущие спикеры.

К тому же для влияния на голосование у Володина не будет никаких реальных рычагов. Они находятся в руках официального руководителя фракции «Единая Россия», которая и будет принимать все законы в ближайшие пять лет без оглядки на другие фракции и мнение самих избирателей. Пост руководителя фракции единороссов, как ожидается, снова получит Владимир Васильев, который уже занимал эту должность в прошлом думском созыве, а следить за депутатами станут руководители пяти подфракционных групп. К слову, за неподчинение фракционной дисциплине депутатов теперь могут лишать мандатов.

Володин же, в отличие от своего предшественника Сергея Нарышкина, бесспорно, выступает реальным авторитетом для депутатов из «Единой России» (не стоит забывать и о том, что в составе этой фракции будут работать также около ста выходцев из ОНФ, «отцом-основателем» которого считается Володин), но формально он для них просто спикер Госдумы. То есть официальная «говорящая голова» парламента, а не прямой начальник.

Так что и при новом руководстве Госдума, скорее всего, продолжит заниматься тем, чем и раньше: штамповать спущенные сверху законы, запрещать, карать (список можно продолжить по желанию).

Иное невозможно до тех пор, пока главным органом страны остается президентская администрация, а лоббисты ходят на поклон в правительство, а не к законодателям.

Елена Земскова