Posted 1 ноября 2016,, 12:15

Published 1 ноября 2016,, 12:15

Modified 31 марта, 01:21

Updated 31 марта, 01:21

В чем секрет долгожителя Зельдина

1 ноября 2016, 12:15
Сергей Лесков
Жизнь вновь ставит извечный вопрос об «эликсире молодости». Как далеко продвинулась на этом направлении наука?

Лауреат Сталинской премии актер Владимир Зельдин совсем немного не дожил до своего 102-летия. При этом до последних дней Зельдин сохранял бодрость, играл на сцене и оставался самым старым действующим актером в мире. Его жизнь вновь ставит извечный вопрос об «эликсире молодости», над которым бились поколения алхимиков. Как далеко продвинулась на этом направлении наука и имеются ли точные рекомендации, которые гарантируют долголетие?

В разговоре на небезразличную для любого человека тему важно понимать, что абсолютизация отдельных примеров некорректна. Долгожительство – это вопрос медицинской статистики и геронтологии, но никак не личного опыта. Иначе можно было бы всем миром следовать примеру последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который 30 лет провел в холодном каземате Соловецкого монастыря, всего три раза в год выходил на прогулку и умер в возрасте 113 лет, отказавшись принять помилование из рук Александра I.

При этом обильные возлияния и повальная страсть к табакокурению запорожского казачества поражали всех заморских гостей. Хотя казус можно объяснить святостью кошевого атамана, который недавно был канонизирован Украинской православной церковью.

Наука о здоровье человека, понятное дело, начинается с животных. Так вот, далеко не для каждой животной твари существует понятие старения. Некоторые моллюски, рыбы, крупные птицы растут и размножаются до самой смерти, а потом внезапно уходят из жизни. С точки зрения активности репродуктивной функции, слоновая черепаха с Галапагосских островов, которая видела Чарльза Дарвина, ничем не отличается от черепахи, которая только учится пресмыкаться. Образ древней Тортилы, которая поучала Буратино, противоречит природе.

Почему наступает смерть? В 2002 году Нобелевскую премию получили Сидней Бреннер, Роберт Хорвиц и Джон Салстон (у первых двух – наши корни, родители уехали из Российской империи), которые нашли у круглых червей (нематод) гены, где закодирован добровольный уход из жизни. Иными словами, в природе существуют гены, которые толкают круглую нематоду на харакири. Если эти гены с помощью генетических манипуляций выключить, то жизнь червяка будет продлена в семь раз.

В биологии процесс запрограммированного ухода из жизни называется апоптоз. С этой точки зрения старость - это процесс ускорения эволюции, если организм не удовлетворен условиями существования. К примеру, процесс старения начинает работать, когда организм прекращает развитие. Изношенные индивиды для популяции вредны, об этом писал один из отцов генетики Август Вейсман, которого в СССР разоблачал «народный академик» Трофим Лысенко. Но при высоком уровне комфорта можно отказаться от старения по примеру животных. Хотя не замечено, чтобы миллиардеры отличались долгожительством. Видимо, их грызут иные муки.

Биохимически процесс старения связан с повышением внутри клетки уровня ядовитых соединений кислорода. Диалектика: кислород – не только жизнь, но и самурайский меч для клеточных митохондрий, где накапливается энергия клетки. Медицина, даже не зная этих тонких механизмов, советует пожилым людям принимать витамин Е и аскорбиновую кислоту, которые связывают лишний кислород. Активным адептом этого рациона был дважды Нобелевский лауреат Лайнус Полинг (93 года).

В России исследованиями в области апоптоза занимается академик Владимир Скулачев, которого щедро финансировал предприниматель Олег Дерипаска, чем вызывал шутки о желании приобрести личное бессмертие. «Я считаю, что старость - это болезнь, ее нужно лечить, как инфаркт и рак, - говорил мне академик Скулачев. - Если я вылечу человека от старости, то я вылечу его и от рака с инфарктом – чаще всего старческих болезней. Я не говорю о бессмертии, несчастные случаи и катастрофы не в моей компетенции. Но увеличить продолжительность жизни в десять раз и при этом сохранить ее высокое качество я считаю возможным».

Пока Скулачеву удалось вылечить от слепоты нескольких собак, кроликов, кошек и лошадей. Опыты, в том числе в медицинских клиниках, продолжаются.

Конечно, имеется генетическая предрасположенность к долголетию. От 30 до 50 процентов долгожителей в близкой родне имели людей, доживших до преклонных лет. Но как расчленить этот фактор – вопрос. И упаси боже делать вывод о генах долголетия! С научной точки зрения, некорректный подход, ибо вместе с геномом мы наследуем от родни среду обитания, образ жизни и питания, профессиональные и культурные коды. Взаимное влияние многих факторов друг на друга отделить невозможно.

Пока генетики изучают тонкую материю, терапевты и геронтологи нашли немало важных закономерностей, которые отражаются на долголетии. Точно известно, что толстякам жизненно важно похудеть. Ожирение на 10-15% катастрофически снижает шансы стать долгожителем. Можно было бы сказать, что британский премьер Уинстон Черчилль, который дожил до 90 лет, – ужасный пример, который сбивает с истинного пути. Однако здесь включается самый сильный фактор долголетия – умственная нагрузка, которая не зависит от IQ.

Исследования во многих странах неопровержимо доказали, что в каждом возрасте люди, которые занимаются активным умственным трудом, отличаются более крепким здоровьем. Кстати, установлена обратная корреляция между ожирением и интеллектуальными способностями. Умные люди не живут себе во вред и ведут здоровый образ жизни.

Таким образом, Черчилль преодолевал последствия вредных привычек единственно возможным путем - в преклонном возрасте не прекращал активной интеллектуальной деятельности. В 79 лет Черчилль заработал Нобелевскую премию по литературе, обойдя на вираже Хемингуэя. Важный вывод: не думать еще вреднее, чем пить, курить и объедаться!

Долголетие зависит от возраста матери. Если она младше 25 лет, у ребенка в два раза выше шансов дожить до 100 лет, чем у младших братьев. Отец может не переживать по поводу паспортных данных, его возраст – дело десятое. Есть версия, что с возрастом генетическая информация отца улучшается. Как старое вино в мехах! И есть версия, что чем старше мать, тем больше скрытых дефектов накапливается в организме. Подчеркну: ни в коем случае нельзя распространять эти выводы на конкретную семью. Статистика работает на больших числах и ничего не обещает в каждом отдельном случае.

В многодетных семьях сплошь и рядом вырастают гениальные дети: Бетховен, Фрейд, Менделеев, Чехов, Вашингтон, Дисней, Линкольн, Майкл Джексон. И, конечно, Ленин. Рекордсмен - Михаил Калашников, 17-й ребенок в крестьянской семье.

И, наконец, социальный фактор – востребованность человека. По инерции хочется назвать его самым главным, но степень важности определить невозможно. Это лишнее доказательство важности социальной иерархии гомо сапиенс. Дольше всех живут представители профессий, которые не предполагают выхода на пенсию и которыми можно заниматься до гробовой доски. К примеру, наш первый Нобелевский лауреат академик Иван Павлов, умирая в 86 лет, диктовал ученикам свои ощущения.

Подозреваю, что баталии, которые неизменно разворачиваются на выборах в Российской академии наук, имеют ту же скрытую подоплеку, что погоня за «эликсиром бессмертия». Академик – это пожизненное звание. Не случайно академиков во Франции называют «бессмертными». Российская академия наук – ареопаг старейшин, которые собственно наукой уже не занимаются, но оберегают от реформаторов свой ареал обитания. Средний возраст академиков – 75 лет, и среди них, как нигде много настоящих аксакалов.

Символично, что эпоха чиновничьих гонений и невостребованности ученых совпали с уходом в мир иной старой гвардии отечественной науки - Сергей Никольский (107 лет), Николай Доллежаль (101 год), Борис Соколов (99 лет), Борис Черток (99 лет), Глеб Добровольский (98 лет), Григорий Севостьянов (97 лет), Георгий Бюшгенс (97 лет), Иосиф Фридляндер (95 лет), Виталий Гинзбург (93 года)…

Некоторых из этих замечательных людей я хорошо знал и могу засвидетельствовать, что до последних дней они сохраняли ясный ум, активность и жизнелюбие. По отзывам коллег, все это справедливо и в отношении Владимира Зельдина.

Сергей Лесков