Posted 1 января 2017,, 10:46

Published 1 января 2017,, 10:46

Modified 31 марта, 00:41

Updated 31 марта, 00:41

Гегель, лошадь и петух — каким будет 2017 год

1 января 2017, 10:46
Андрей Столяров
Огненный петух по России вряд ли побежит. Скорее символом года станет загнанная лошадь или «дурная бесконечность».

Что ждет нас в наступившем году? Вот вопрос, на который сейчас непрерывно дают ответы политологи, экономисты, аналитики, астрологи, экстрасенсы… Каждый хочет заглянуть в будущее.

Попробуем и мы сделать это, но только не через цифры и графики, а через символы и метафоры. Символы выражают дух времени лучше цифр, а метафоры определяют суть жизни точнее любых диаграмм.

Для начала посмотрим на символику предшествующих лет.

Символом 2014-го, несомненно, был Крым, присоединение которого воспринималось как великая победа России.

Символом 2015-го были санкции Запада: устоит ли под их гнетом Россия или экономика ее будет «порвана в клочья», как предрекал президент США Барак Обама.

Символом 2016-го стали поиски «дна». Много раз правительственные чиновники обещали, что мы его вот-вот нащупаем. И вот когда министр экономического развития торжественно объявил, что «дно» наконец достигнуто, самого министра внезапно не стало, а обещанное «дно» опять ушло из-под ног.

Так что же может стать символом 2017-го?

По восточному календарю — это «год красного петуха», а, как известно, в русском языке красный петух означает пожар. Кроме того, грядет 100-летний юбилей Октябрьской революции, что придает данному символу особый прогностический смысл.

И все же, как мне кажется, красный петух по России гулять не будет. Ситуация у нас пока еще не настолько плоха, чтобы заполыхало с четырех сторон.

Недавно мне удалось побывать в Москве на неком экономическом шоу, где целых 12 экспертов обсуждали, во-первых, что представляет собой российская экономика в данный момент; во-вторых, какие меры для ее спасения необходимо срочно принять; и в-третьих, есть ли у правительства реальный антикризисный план.

Если выразить итог дискуссии через метафоры, не прибегая опять же к языку диаграмм и цифр, то картина будет выглядеть так.

Российская экономика представляет собой сейчас загнанную лошадь. Хотят, чтобы она бежала — а кляча еле-еле переставляет ноги. Хотят, чтобы она устремилась в будущее — но ей бы не свалиться окончательно. Меры для того, чтобы не дать ей загнуться, предлагаются следующие. Например, поменять уздечку — дескать, с новой лошадь почувствует себя немного бодрей. Или вколоть порцию витаминов — может, после этого лошадь прибавит шаг. Или подняться на стременах — и как следует гикнуть. Или пришпорить ее, или хлестнуть кнутом…

И, что интересно, никому из экономистов даже в голову не пришло, что в данном случае надо менять саму лошадь. Потому что эта — как на нее ни гикай — быстрее не побежит. Скорее — вообще упадет. И тогда у нас будет «год павшей лошади», что, на мой взгляд, немногим лучше «года красного петуха».

А что касается антикризисного плана российского правительства, то эксперты почему-то решили, что его просто нет. С чем я категорически не согласен. План у нашего правительства есть — очень четкий, продуманный, и состоит он из двух главных пунктов.

Пункт первый: выжать как можно больше денег из россиян. К этому сводятся все антикризисные мероприятия последнего времени — и отмена индексации пенсий, и предполагаемое повышение акцизов на табак и алкоголь, и взимание платы с большегрузных машин (имеется в виду система «Платон»), и т. д. и т. п.

И пункт второй: ждать чуда. Ведь не может же бог допустить, чтобы Россия погибла. Он ее непременно спасет. Сойдет с небес некто с огненным мечом и покарает всех наших врагов. И споры в правительстве, насколько можно судить, касаются только сроков, когда это чудо произойдет: на Рождество, на Пасху или в День народного единства, до которого еще надо дожить. Но что чудо будет — сомнений нет.

Между прочим, расчет на чудо не такой уж наивный. Мир сейчас находится в ситуации высокой неопределенности. Динамика глобальных процессов весьма нестабильна, управление ими потеряно — можно ожидать самых разнообразных пертурбаций. А вдруг действительно развалится Европейский союз? Или Дональд Трамп, которого Владимир Путин недавно «назначил» президентом Америки (об этом говорят и в России, и в США), оправдает оказанное ему доверие и отменит все санкции? Или вообще скажет: «Забирайте себе эту Украину, она никому не нужна»… Или рухнет одна из ключевых нефтедобывающих стран — почва под ними ощутимо дрожит. Цены на нефть в этом случае резко взлетят, и российская «лошадь» получит необходимый допинговый укол.

Побежать она, разумеется, не побежит, но какое-то время еще сможет плестись.

И тогда символ 2017 года будет совершенно иной.

В свое время Гегель ввел понятие «дурной бесконечности» — такое состояние бытия, при котором событий происходит много, но в итоге они заканчиваются ничем. То есть жизнь как бы кипит, но ничего не меняется. Просто лопаются пузыри.

Вот такой дурной бесконечностью, скорее всего, и станет для нас 2017 год.

Событий вздуется много, но они схлынут, ничего в сущности не изменив. Решений будет принято еще больше, но на жизнь они никак не повлияют.

Через год мы окажемся в той же точке, где пребываем сейчас.

И, возможно, тогда наступит «год павшей лошади».

А вслед за ним — хотим мы этого или нет — надвинется «год красного петуха»…