Posted 17 января 2017,, 16:44

Published 17 января 2017,, 16:44

Modified 31 марта, 00:32

Updated 31 марта, 00:32

Трамп как шанс

17 января 2017, 16:44
Как не было у нас прочной основы для отношений с США — так и нет, и что-либо с этим поделать в ближайшее время мы не сможем. Наши отношения обречены метаться между периодами обострения и «разрядки».

Через несколько дней вступает в должность новый американский президент. В промежутке между избранием и инаугурацией он был чрезвычайно активен в твитере и на телеэкранах — и не на пользу себе. В Америке давно уже не было президента, приступающего к своим обязанностям со столь низкой популярностью и поддержкой. Поубавилось энтузиазма и в России. Но другого президента в ближайшие годы в Америке не будет, и всем приходится думать, как строить с ним отношения.

Одна незадача — сейчас очень трудно сказать, какова будет политика новой администрации. То, что политика часто не соответствует предвыборным обещаниям и лозунгам, не новость. Необычно то, что в ходе сенатских слушаний будущие члены кабинета уже фактически дезавуировали некоторые важные предвыборные позиции Трампа. Особенно отличились те, кого у нас принято называть «силовым блоком» (включая кандидата на пост госсекретаря). Возникает своего рода альянс между сенаторами, в том числе республиканцами, и крупными фигурами администрации. В очередном твите Трамп написал, что очевидные различия в позициях между ним и его будущими министрами его не беспокоят. В конечном счете политику определяет он — человек, безусловно, решительный и волевой. Но предстоит борьба, причем «конфигурация» ее необычна.

В вопросах отношений с Россией у Трампа по большому счету один единомышленник — назначенный им на пост советника по национальной безопасности генерал Флинн, фигура несколько теневая и довольно одиозная. Его кандидатура не подлежит утверждению сенатом и он может чувствовать себя относительно спокойно и уверенно. Трамп ему, кажется, доверяет больше, чем другим. Но если судить по высказываниям избранного президента, ничего существенного в смысле политической линии они вдвоем пока не придумали. «Иметь хорошие отношения с Россией — это хорошо, а не плохо», «как было бы хорошо, если бы Россия нам помогла» и прочие банальности — это не политика, а заклинания.

Не густо с политическими инициативами и с российской стороны. Иллюзий стало меньше, а что взамен — непонятно. Кажется, и Трамп, и Путин склонны поставить в центр внимания борьбу с терроризмом и особенно с «запрещенным в Российской Федерации ИГИЛом». Но он, судя по многим признакам, уже собирается «на выход с вещами» и рассосется подобно Аль-Каиде. Особенность новейшей модификации терроризма — в его децентрализованности и, если уж говорить совсем честно, неорганизованности, и как бороться с этой заразой — никто не знает. Тем более — «бороться совместно». Мы уже хотели построить отношения с администрацией Буша-сына на такой основе, и из этого мало что вышло.

Как не было у нас прочной основы для отношений с США — прежде всего идейной и экономической — так и нет, и что-либо с этим поделать в ближайшее время мы не сможем. Наши отношения обречены метаться между периодами обострения и «разрядки». В пользу разрядки работают безусловные личные симпатии двух президентов друг к другу. В случае Трампа причины его симпатии несколько загадочны, у Путина всё, как мне кажется, прозрачнее, и это будет какое-то время работать. Но серьезного фундамента для партнерских отношений между Россией и США, по-моему, нет и построить его будет очень непросто.

И тем не менее Трамп — шанс для России. Прежде всего шанс успокоиться и отойти от инстинктивно-судорожного антиамериканизма, вошедшего у нас в норму за последние несколько лет. Есть некоторые признаки того, что эта «новая нормальность» начинает надоедать почти всем, в том числе ее вдохновителям и непосредственным исполнителям. Ну невозможно поддерживать до бесконечности тот уровень «бессмысленной и беспощадной» истерии, которого достигли наши СМИ и большая часть нашей «элиты». К тому же надежды на то, что мы сможем развернуться от Запада к Китаю и к кому-то там еще, рухнули. Китай к нашим метаниям равнодушен, а новых друзей и союзников у нас за последние годы не появилось и появиться не могло. Это, я думаю, отрезвляет больше, чем любые санкции.

Поскольку в ближайшие несколько месяцев политика США в отношении России еще только будет формироваться, снижение градуса антиамериканизма имеет и прагматический смысл. Ведь не хочется «спугнуть» возможную нормализацию отношений. Изменение тона в СМИ и в высказываниях официальных представителей России — это самое простое, что можно сделать, и, наверное, единственное, что можно сейчас сделать, потому что отходить от своих принципиальных позиций Россия не собирается. А если это можно сделать и это к тому же выгодно прагматически, то это, скорее всего, будет сделано. А изменение тональности пропаганды вольно или невольно сказывается на мышлении. Успокаивается человек, не заводится с пол-оборота по любому поводу.

По-видимому, вскоре у двух президентов будет возможность встретиться и «заглянуть в душу» друг друга. Как и большинство таких первых знакомств, встреча пройдет, наверное, в неплохой атмосфере, и после нее Россия и США просто обязаны будут дать друг другу шанс. Рискну предсказать, что «мирная передышка» продлится не менее года. А вот что за ней последует — сказать не берусь. Пойти на «бесплатные» уступки России Трампу просто не дадут, да и сам он, думаю, не захочет. Чтобы действительно нормализовать отношения с США и с Западом в целом, нужен серьезный политический поворот с нашей стороны. Полностью исключать его нельзя, но больших надежд у меня нет.

Но так или иначе — усталым войскам надо хотя бы объявить перекур. Пока так, а дальше видно будет.

Прочитать оригинал поста Павла Палажченко с комментариями читателей его блога можно здесь.