Posted 23 января 2017,, 15:58

Published 23 января 2017,, 15:58

Modified 31 января, 13:37

Updated 31 января, 13:37

Принуждение к демократии

23 января 2017, 15:58
Иван Преображенский
События в далекой Гамбии — это наглядный пример того, что бывает, если соседним странам надоедает терпеть непредсказуемого диктатора.

В России до прошлой недели мало кто слышал о «прогрессивном» гамбийском диктаторе Яйя Абдул-Азиз Джамус Джункунг Джамме или просто полковнике Джамме. Узнали о нем только тогда, когда после проигранных президентских выборов этот глава небольшого государства в Западной Африке передумал и решил не уступать «престол» лидеру оппозиции Адаму Бэрроу.

Так что стоит коротко напомнить о стремительной карьере теперь уже бывшего гамбийского руководителя. Ключевым в ней, судя по всему, стал пост командующего президентским эскортом, хотя потом было немало других назначений и даже «практика» в школе военной полиции США в штате Алабама.

Вернувшись домой, «почетный лейтенант Алабамы» возглавил бескровный государственный переворот — вместе с несколькими другими амбициозными лейтенантами отстранил от власти бессменного правителя (и тоже диктатора), которого звали Дауда Джавара. Он руководил страной с момента получения ей независимости в 1965 году. Таким образом Яйя Джамме в 29 лет возглавил государство, хотя и не самое преуспевающее — с населением менее 2 млн человек и слаборазвитой экономикой.

Казалось бы, в его годы это большой успех. Но надо заметить, что устраивать переворот в возрасте 29 лет — это практически гамбийская национальная традиция. В 1981 году Джавару уже чуть было не сместили с поста. Тогда власть в стране, при поддержке значительной части населения (и, естественно, Советского Союза) взял марксистский Верховный совет революции во главе с 29-летним Кукой Самба Саньягой. Однако восстание буквально за пару дней было подавлено путем иностранной интервенции — в Гамбию, территория которой со всех сторон окружена Сенегалом, вошли войска этой страны, которую поддержала Франция.

Саньяга бежал в Ливию, а Джавара удержал власть. Затем на семь лет (с 1982 по 1989 годы) Гамбия становится частью федеративного государства Сенегамбия, то есть, с учетом размеров и уровня развития экономики, можно сказать, играет роль «младшего брата» Сенегала.

Ну и, наконец, в 1994 году Яйя Джамме сверг прежнего диктатора, в 1996 — избрался президентом, а в 2010 даже заявил о своем намерении короноваться в качестве гамбийского монарха.

Тут стоит отметить, что даже по меркам африканских лидеров Яйя Джамме слишком радикален. То он устраивал охоту на ведьм в прямом смысле слова — по все стране начали хватать сотни стариков, потому что колдуны якобы отравили тетю президента. То объявлял, что обладает сверхъестественными способностями и нашел лекарство от СПИДа.

Не лучше были и отношения с соседями в течение двух десятилетий президентства полковника Джамме (кстати, это звание он присвоил себе сам, уже будучи президентом).

Наконец, объявив в 2013 году Гамбию исламской республикой, почти 50-летний глава государства неожиданно для самого себя проиграл президентские выборы. Его превосходительство президент шейх профессор аль-хаджи доктор Яйя Джамме (как он велел называть себя последние годы), разумеется, посчитал это досадным недоразумением и итоги голосования решил не признавать.

Но иначе думала, как выясняется, даже его собственная армия, не говоря уже о соседних государствах и Франции, которая выступает неформальным куратором этой части Африки со стороны Евросоюза и даже, можно сказать шире, — всего Запада.

Блок Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), куда входит Гамбия и чья штаб-квартира находится в Нигерии, решил восстановить справедливость. Тем более что это объединение обладает коллективными вооруженными силами. Эти-то силы во главе с Сенегалом, которому не привыкать наводить порядок в Гамбии, и пошли маршем на гамбийскую столицу Банжул.

Ну, а новостные ленты всего мира, в том числе и российские, наполнились сообщениями вроде такого: «Сенегал обещает восстановить демократию в Гамбии».

Россияне в соцсетях в течение пары дней активно следили за происходящим на далеком африканском берегу, отпуская преимущественно неполиткорректные шуточки расистского характера. В отличие от СССР, привечавшего марксистских вождей по всему свету и рассказывавшего своим гражданам, что это нужно для дела мира, прогресса и процветания всего человечества, в современной России далеко не все даже слышали, что вообще есть такая страна Гамбия. Так что интерес к восстановлению там демократии быстро иссяк. И, как кажется, очень зря.

События в далекой Африке стали наглядным примером того, что происходит, когда союзу демократий (хотя бы даже и сомнительных, как в случае ЭКОВАС) надоедает терпеть под боком труднопредсказуемого диктатора. В этой ситуации ничего не остается, как защищать чужую демократию. Вместо гражданской войны в Гамбии мы видим пример сравнительно цивилизованного транзита власти там, где президент, правивший страной около 20 лет, проиграл выборы, но потом передумал и решил остаться.

В итоге в столицу Гамбии вошли «сенегальцев роты», Яйя Джамме бежал в Экваториальную Гвинею (правда, как говорят, прихватив всю казну — около $11 млн), а власть получил лидер оппозиции, выигравший всенародные и демократические выборы.

Иван Преображенский