Posted 12 марта 2017,, 14:22

Published 12 марта 2017,, 14:22

Modified 31 января, 14:20

Updated 31 января, 14:20

Мы все больны?

12 марта 2017, 14:22
Людмила Семенова
Многие россияне привыкли доверять телевизору. И это может оказаться опасным для их здоровья — не только психического, но и физического.

В интернете часто встречается характеристика «так плохо, что даже хорошо». Но это явно не относится к большинству передач о здоровье на нашем телевидении. С ними все просто очень плохо.

Самой проверенной временем считается «Здоровье». В советские годы ее вела заслуженный врач РСФСР Юлия Белянчикова. Из «Здоровья» зрители узнавали об оказании первой помощи, об особенностях организма, о разработках и открытиях в отечественной и мировой медицине. Так что, вопреки устоявшемуся мнению, люди в то время имели некоторые представления о том, как позаботиться о себе.

Другое дело, что эти знания применялись довольно редко: мешал и конфликт поколений, старшее из которых упорно предпочитало молитвы и чеснок всякой бесовской «химии», и знакомый с детства страх перед больницами и белыми халатами, и лень в тандеме с беспечностью, и вера в теории заговоров — мол, чуть ли не все болезни выдуманы для того, чтобы обогатить производителей лекарств.

Казалось бы, современные медицинские передачи, в которых говорят простым языком, разбавляя его шутками и панибратством с аудиторией, предполагаемые специалисты вместо белых халатов носят костюмы и яркие платья, а на подмогу им приходят актеры и юмористы, были призваны сломать эти барьеры и приучить наш народ доверять врачам и беречь себя. Но, увы, с этой задачей (если она была поставлена) телевидение не справилось. И иногда кажется, что лучше было бы вообще не трогать эту тему.

Во-первых, самое большое зло — невежество и непонятная фобия перед наукой и прогрессом — так никуда и не делось. Ярким примером могут послужить передачи Геннадия Малахова, проповедника уринотерапии и лунных суток, по сути последователя Кашпировского и Чумака. Только если те отличались некой харизмой и ореолом таинственности, что делает им честь хотя бы как шоуменам, то за Малаховым закрепился свойско-шутовской имидж. Это быстро надоедает, а вкупе с советами городского сумасшедшего даже у самых доверчивых зрителей дневного эфира начинает вызывать подозрение, что их, мягко выражаясь, разыгрывают. В итоге этот рассадник умственной инфекции все-таки убрали с экранов.

А вот Елене Малышевой, взявшей под свое крыло и современный вариант «Здоровья» на Первом канале, и ежедневное шоу «Жить здорово!», опала явно не грозит. Что наводит на мысль о ее очень высоком авторитете в этом ТВ-бизнесе, роли этакой Пугачевой от телемедицины. Я не могу оценивать Малышеву как врача, поскольку не знаю ее с этой стороны — не слышала отзывов благодарных пациентов и не читала публикаций в медицинских журналах. Можно, конечно, сказать, что спрос рождает предложение, и это народ жаждет не серьезной информации, а зрелищ в виде людей-гениталий и инструкций «как правильно сидеть на унитазе».

Но даже если и так — достойный врач более, чем кто-либо другой, обязан бороться с тупостью, а не заигрывать с ней и потом с гордым видом заявлять, что мы все как были, так и остаемся закомплексованным быдлом.

Да, к сожалению, комплексов у нас действительно хватает — и в первую очередь это касается полового воспитания. Много лет нам внушали, что половая жизнь — вещь крайне интимная в плохом смысле. Не глубоко личное пространство, принадлежащее двоим любящим друг друга людям, а нечто сродни процессу, обратному пищеварению: грязно, некрасиво, непристойно — но, увы, неизбежно по физиологическим причинам, и ради создания полноценной ячейки общества приходится терпеть. Как иначе объяснить то, что из поколения в поколение родители не желают обсуждать секс с подрастающими детьми, а всякую информацию — книги, лекции — автоматически называют пропагандой разврата? Неужели кто-то еще верит, что эти игры в молчанку хоть кого-то спасли от сомнительных партнеров, венерических болезней, нежелательных беременностей, абортов, сломанной психики? Последнее, кстати, может быть связано как с ранним, так и со слишком поздним началом половой жизни — а то и ее отсутствием.

Конечно, с этим комплексом нужно бороться, как и с бессовестной ложью, которая стала частью государственной идеологии, — о том, что воспитание молодежи в области секса ведет к распущенности, отказу от семейных ценностей, разрушению института брака. А мысли о пользе контрацепции сразу предполагают намерение вступать в связь с теми, кому не доверяешь. Вот только эти борцы за мораль умалчивают или не знают, что некоторые инфекции могут передаться и от близкого человека. Например, печально известный вирус папилломы можно получить даже в утробе матери.

Поэтому необходимо адекватное половое воспитание и вообще культура грамотного и бережного отношения к организму — тогда и споры о допустимости абортов будут не столь актуальны. Но кому-то, похоже, это невыгодно, раз Малышева, получившая карты в руки, так потакает неадекватности, а проще говоря — общается с телезрителями как с дебилами. Ее перформансы способны развлечь разве что малолетних, которых всегда смешат шутки ниже пояса, а немногие рекомендации по делу даются с чрезмерным апломбом. Если верить ее словам, то все, кто употребляет мясо, кофе, хлеб, уже приговорили себя к самым страшным болезням. Вряд ли подобное можно услышать от профессионального врача.

Светлым пятном на этом фоне выглядела программа «О самом главном» на канале «Россия» — в то время, когда ее вели Сергей Агапкин в паре с Михаилом Полицеймако. Не берусь судить о компетентности Агапкина как медика, но его доброжелательность, а также артистичность и интеллигентность Полицеймако очень способствовали непринужденному, остроумному и в то же время тактичному разговору о здоровье. Темы у них были разные, от расшифровки анализов до влияния сельдерея на потенцию, но отвращения, как в шоу на Первом, это никогда не вызывало. Кроме того, передача создавала атмосферу домашнего уюта, близости к зрителю — например в выпусках, посвященных тому, как сделать новогоднее застолье безвредным. К сожалению, время и смена ведущих привели к тому, что она себя просто изжила.

Как ни странно, даже шоу «Таблетка» на Первом канале было симпатичнее творения Малышевой. Ведущий, эпатажный актер Стас Садальский, конечно, вел себя вызывающе, да и сам никак не походил на образец здорового образа жизни. Но все его выпады чередовались с толковыми рекомендациями приглашенных врачей, были интересные репортажи из аптек и поликлиник. А кроме того, передача не прикрывалась благородным знаменем борьбы с ханжеством.

Нередко приходится слышать сожаления, что сейчас в России нет интеллектуальной элиты. По-моему, врачи — лучшие кандидаты на эту роль. Получив время в эфире и доступ к умам миллионов, они вышли бы за пределы больниц, институтов, научных конференций и приучили людей, что забота о здоровье и профилактика недугов — это естественно, а вот суеверия, самолечение и БАДы нужно выкинуть из головы и из дома. Они могли бы изменить наше сознание и культуру, привить грамотность и ответственность не только в вопросе личного здоровья, но и социального развития вообще.

Вместо этого мы видим телевизионных фриков и порожденные ими интернет-мемы. В связи с этим вспоминается, в каком убогом состоянии находится наша система здравоохранения — оптимизация коек, стационаров и бригад «скорой помощи», недоступность лекарств для тяжелобольных, катастрофическая ситуация с редкими заболеваниями, беззащитность медиков перед буйными «пациентами»…

И уже не знаешь, причиной или следствием этого является наше невежество и бесстыдство тех, кто отвечает за программы «о здоровье».

Людмила Семенова