Posted 2 июня 2017,, 15:00

Published 2 июня 2017,, 15:00

Modified 30 марта, 23:06

Updated 30 марта, 23:06

Трамп приобрел новых противников

2 июня 2017, 15:00
Так или иначе, реальное решение о выходе из Парижского соглашения будет принимать следующий президент США.

Дональд Трамп наконец принял решение покинуть Парижское соглашение по климату. Напомню, что это международное соглашение направлено на снижение выбросов в атмосферу, что должно затормозить изменение климата. Его подписали большинство стран мира, включая Россию, многие ратифицировали. Решение Трампа не привело к развалу процесса или прекращению действия соглашения. Три из пяти крупнейших мировых загрязнителей атмосферы, включая крупнейшего — Китай, подтвердили свое участие и приверженность целям по сокращению выбросов парниковых газов.

Россия, также входящая в пятерку, успела сказать о важности Парижского соглашения ровно накануне заявления Трампа. Непонятно только, почему соглашение до сих пор не ратифицировано Россией, если она считает его таким важным. Остальные успели, мы — нет. И это наводит на мысли о том, что соглашение очень важным мы, конечно же, не считаем, но всегда и с удовольствием заявим что-нибудь, чтобы уколоть США.

Интересно наблюдать, как меняется российская позиция в зависимости от США на переговорах по климату в ООН. Раньше российские дипломаты любили говорить — без участия всех крупнейших загрязнителей соглашения не имеют смысла. Теперь наша официальная позиция, очевидно, другая. Если заявление Трампа приведет еще и к реальным действиям по борьбе с выбросами в России — американского президента стоит поблагодарить.

Слухи о выходе США из соглашения распространялись с тех пор, как Трамп стал президентом. Все было предельно ясно на прошедшей в мае очередной сессии климатических переговоров в ООН в Бонне — там американская делегация работала без каких-либо полномочий и в составе семи человек, что вдвое меньше делегации Вьетнама и в семь раз меньше делегации Германии.

Хотя все вокруг уже сказали, что действия Трампа не разрушат процесс, все же стоит оценить последствия. Ключевые вопросы в связи с выходом США из Парижского соглашения следующие: как это отразится на объеме международного климатического финансирования, на целях США по снижению выбросов, а также на международном процессе.

Президент Обама в 2014 дал обещание выделить Зеленому климатическому фонду 3 млрд долларов, половина из которых уже поступила на счета ООН. Очевидно, вторая половина, а это около 15% всех средств фонда, вряд ли будет выделена.

По данным информационного бюллетеня наблюдателей на климатических переговорах ООН «Меньше двух градусов», США могут ослабить свою национальную цель по снижению выбросов парниковых газов. Сейчас она составляет 26-28% от уровня 2005 года, а ее ослабление до 22% будет означать, что цель будет достигнута без особых усилий и мероприятий, исходя из темпов развития экономики страны. Эксперты говорят, что реальная ситуация зависит от скорости ухода США от угля, вытесняемого сланцевым газом и возобновляемой энергетикой. Потребление угля в прошлом году снизилось на 8,6%. При этом выбросы СО2 в США снизились на 1,7%, а экономика выросла на 1,6%. В целом тенденция на снижение потребления угля в стране наблюдется уже 6-8 лет.

Немаловажным фактором здесь является и то, что значительное количество американских городов и крупных компаний уже предприняли усилия по снижению выбросов и серьезно вложились в них. И это не одноразовые усилия, а растянутые во времени программы, имеющие коммерческий смысл. Трамп, очевидно, не может повлиять на этот процесс, который будет происходить вне зависимости от колебаний в Вашингтоне.

С точки зрения участия в международном климатическом процессе, любая страна будет считаться вышедшей из Парижского соглашения только через 4 года после принятия соответствующего решения. Конечно, она может не участвовать де-факто или участвовать, но тормозить или даже блокировать процесс. Но на последних переговорах таких попыток не было. Так или иначе, реальное решение о выходе из Парижского соглашения будет принимать следующий президент США.

Хотя решение Трампа имеет некоторое влияние, прежде всего на объем международного финансирования, но как катастрофу выход США из Парижского соглашения никто не расценивает. Ущерб оно наносит скорее крупному американскому бизнесу, включившемуся в климатический процесс. Удивительно, но даже некоторые угольные компании, против кого вроде бы направлено Парижское соглашение, в прошлом обращались к Трампу с просьбой не выходить из процесса. Им было бы легче проводить модернизацию своих предприятий и снижать выбросы с доступом к климатическому финансированию.

Интересно не то, сколько сторонников приобрел Трамп своим решением покинуть Парижское соглашение, а сколько новых противников у него появилось. Накануне Илон Маск заявил, что перестанет сотрудничать с какими-либо комиссиями и комитетами правительства и президента США в случае решения Трампа выйти. Надо полагать, за ним последуют и другие.

Прочитать оригинал поста можно на сайте «Эхо Москвы».