Голая женщина, что ты тут делаешь?

Во второй половине ХХ века в живописи появилась обнаженная женщина, которая неизвестно откуда взялась.


© СС0 Public Domain

Это я про картины «ню». К старым художникам — от XVII до первой половины ХХ века — такого вопроса практически не возникало. Совсем старинные «ню» были из области мифологии или древней истории. Богиням, нимфам и античным героиням положено быть обнаженными. Время такое было, золотой век, все голые ходили, не нам их судить.

Или, например, турецкие бани и гаремы у Энгра. Потом, в XIX веке — бесконечные купальщицы. А также натурщицы. Тоже все понятно. Женщина купается (в реке, в бане, в тазу) — или позирует в мастерской художника. Или картина Мунка «Пубертат» — голая девочка-подросток сидит на кровати. Как бы глядя на себя в зеркало. Экспрессионисты частенько изображали разных дам полусвета. То есть все ясно. Такой своего рода «ситуационный реализм».

А вот во второй половине ХХ века в живописи появилась голая женщина, которая неизвестно откуда взялась. Комната самая обыкновенная. Не спальня какая-нибудь. Жилая то есть комната. Стол, стул, шкаф с посудой или книгами. На столе иногда какая-то закуска. А прислонившись к шкафу, стоит обнаженная женщина. Или сидит на стуле.

При этом никакого эротизма, боже упаси. Никакого художественного или фактического намека, что она только что после секса, или собирается заняться любовью. Разумеется, нет намека и на то, что она после трудового дня собралась переодеться, или хочет позаниматься фитнесом в домашних условиях. Или только что встала с постели и голая ходит по дому, между сходить в душ, поставить кофе, достать свежие колготы.

Нет. Ничего реального. Обнаженная «просто так» в банальном бытовом интерьере.

Мне кажется, это абстрактнее любого абстракционизма.

Денис Драгунский

Прочитать оригинал поста Дениса Драгунского с комментариями читателей его блога можно здесь.