Posted 7 июля 2017,, 08:29

Published 7 июля 2017,, 08:29

Modified 31 января, 15:58

Updated 31 января, 15:58

Привет Кремлю из Варшавы

7 июля 2017, 08:29
Игорь Грецкий
Тональность, с которой Дональд Трамп выступал в польской столице, красноречиво указывает на перемены в его риторике относительно России.

Слушая выступление Трампа на площади Красиньских в Варшаве, можно было подумать, что в полете через Атлантику американский президент штудировал литературу по истории Польши. Разумеется, за него это загодя сделали спичрайтеры из Государственного департамента. Его речь состояла из трех блоков: о польском национальном характере, о современных угрозах и, наконец, об истории.

Говоря о последней, Трамп сделал несколько знаковых заявлений, которые касаются современной России. Американский президент отдал должное польскому народу, который прошел через многие испытания, чтобы отстоять независимость и суверенитет своей страны. В этом контексте он упомянул 1939 год, когда Польша оказалась объектом вторжения со стороны нацистской Германии с Запада и Советского Союза с Востока. Трамп назвал это «двойной оккупацией».

Весьма символично и место выступления Трампа — у памятника героям Варшавского восстания 1944 года. Говоря об этом событии, Трамп отметил, что советские войска, достигнув правого берега Вислы, намеренно остановились в ожидании, пока нацисты подавят сопротивление в городе. Тем самым, по его мнению, СССР хотел навсегда уничтожить польский народ, подавив его волю к выживанию.

Это важный момент. В научном сообществе уже давно сложился консенсус относительно того, что в отношении Польши и Балтийских государств СССР — такой же агрессор, как и Германия. Но официальная риторика Кремля, на которой сегодня строятся пропагандистские догматы, иная. Трамп не мог не получить консультаций на сей счет. То есть он вполне был в курсе. Если бы он был настроен проявить мягкость на переговорах с Путиным на полях саммита G-20, которые пройдут в пятницу, он мог бы просто опустить эту часть и продолжить говорить об Иоанне Павле II и «Солидарности». Мог, но не стал.

Еще интереснее список перечисленных Трампом угроз. Он выглядит так: терроризм, Россия и чиновники, которые мешают людям осуществлять свои права и мечты. В ходе совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой он еще обмолвился и о Северной Корее. А теперь сравним это с перечнем угроз предыдущего президента США — Барака Обамы. Итак, Эбола исчезла. Ее место заняли бюрократы и «великий наследник» из КНДР. Но Россия осталась на почетном втором месте, следуя за «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ, — «Росбалт»).

И, конечно, именно Кремлю были адресованы слова Трампа о странах, которые «проверяют на прочность решительность Запада» кибератаками и пропагандой. Чтобы не осталось никаких сомнений, он высказался еще конкретнее, призвав Россию «прекратить свое разрушительные действия в Украине и поддержку враждебных режимов в Сирии и Иране».

Словом, для Кремля приход нового хозяина Овального кабинета в Белом доме ровным счетом ничего не изменил. С россиянами, которые еще совсем недавно обклеивали свои автомобили оскорбительными антиамериканскими наклейками, все понятно. Наклеили и забыли — никакой ответственности. Но почему молчат деятели из Госдумы и правительства, сквернословившие в адрес Обамы и поднимавшие бокалы шампанского за Трампа?

На пресс-конференции прояснились еще два сюжета. Во-первых, Трамп и Дуда договорились о поставках сжиженного газа из США и строительстве инфраструктуры для снабжения им стран Центральной и Восточной Европы. При этом американский президент подчеркнул, что он сделает все, чтобы Польша никогда больше не оказалась в ситуации «газового шантажа» со стороны единственного поставщика. Это привет «Газпрому», а также Wintershall и EON. В ближайшее время в регионе Центральной и Восточной Европы у них появится серьезный конкурент.

Кроме того, отвечая на вопрос в ходе пресс-конференции, Трамп-таки признал вмешательство России в президентские выборы 2016 года. Российские власти твердят о бездоказательности данного тезиса. Однако, не только для Обамы, но и для Трампа предоставленных американским разведсообществом доказательств достаточно, чтобы делать подобные заявления.

Во-вторых, Дуда и Трамп успели обсудить российско-белорусские учения «Запад-2017» и обменяться обеспокоенностью на сей счет. Российские силовики могут быль довольны — Запад их побаивается и принимает всерьез. Только выхлоп от этого какой? Что в этом толку для россиян? Из этого даже нашим дипломатам нечего выжать.

Тональность, с которой Трамп выступал в Варшаве, красноречиво указывает на перемены в его риторике относительно Кремля. С момента своей инаугурации он постепенно наращивает градус критики относительно российской внешней политики. И похоже, что на то его вынуждают сложившиеся обстоятельства, а именно, расследование связей между ним и Россией в ходе американских президентских выборов. Трампу наверняка удалось бы вывести «российский вопрос» за рамки внутриполитического дискурса, добейся Рекс Тиллерсон прогресса в диалоге с Москвой по Сирии и Украине, но за полгода Госсекретарь США не приблизился к этой цели ни на йоту.

С чем придет Трамп на встречу с Путиным в Гамбурге? Встреча между президентами состоится «в расширенном формате». То есть, переговоров «с глазу на глаз» не будет. Это значит, что в присутствии представителей своей администрации Трамп повторит Путину ровно то, о чем говорил в Варшаве. Кроме того, он скажет своему российскому визави, что не станет медлить с подписанием закона о введении новых санкций в отношении России, если законопроект будет утвержден Палатой представителей Конгресса США. Иначе говоря, прорывных результатов встреча двух лидеров не принесет.

Игорь Грецкий