Posted 11 августа 2017,, 12:49

Published 11 августа 2017,, 12:49

Modified 31 января, 16:24

Updated 31 января, 16:24

Оппозиция против оппозиции

11 августа 2017, 12:49
Александр Желенин
Парламентские фракции и власть продолжают находить все новые общие интересы — на этот раз их объединило желание сократить число партий в России.

Российская «системная» оппозиция продолжает доказывать свою полезность власти. На днях лидеры трех «оппозиционных» фракций нижней палаты российского парламента — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», как сообщает газета «Известия», попросили внутриполитический блок Кремля провести партийную реформу и сократить число «фейковых партий». Издание отмечает, что Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов регулярно передают подобные предложения и в администрацию президента РФ, и лично главе государства. По словам думских оппозиционеров, их пожелания находят понимание.

Аргументы лидеров официальной оппозиции в данном случае сводятся к той претензии, что среди 73 зарегистрированных в России партий (минус две из них — «Партия налогоплательщиков России» и партия «Демократический выбор», деятельность которых на данный момент приостановлена), много спойлеров. Есть такое дело. Спойлеров, то есть партий, создающихся не для реальной борьбы за власть, а для того, чтобы мешать бороться за нее другим, действительно многовато.

И что? Хорошо известно, что партии-спойлеры — плод работы аффилированных с Кремлем политтехнологов. Эти псевдополитические структуры начали плодиться как грибы после дождя сразу же после либерализации законодательства в этой сфере, которое, как мы помним, произошло в результате массовых протестов в 2011—2012 годов. Тогда, напомним, обязательное для регистрации число членов партии было сокращено с 40 тысяч до 500 человек. И тогда же резко вырос спрос на услуги таких политтехнологов, как, например, Андрей Богданов, который строгал новые партии хоть либеральной, хоть левой, хоть центристской направленности словно столяр. Только под его чутким руководством «под ключ» были созданы с десяток новых «проектов» в частности, такие как Демократическая партия (была реанимирована им в 2004 году), Союз горожан, КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости) и ряд других.

Впрочем, этим бизнесом занимались многие. То есть проблема партий-спойлеров действительно есть, и здесь с думскими оппозиционерами невозможно не согласиться. Единственное, о чем они забывают, так это о том, что проблема эта порождается как раз той самой властью, к которой они обращаются за поддержкой. Например, все партии-спойлеры без труда получали регистрацию, при том, что реально, как все понимали, в них не было не то что 500, но и 50 «живых» членов.

В то же время партии, создававшиеся активистами (вне зависимости от их направленности) после «либерализации» партийного законодательства имели большие сложности с регистрацией. Например, партия «Рот-Фронт» («Российский Объединённый Трудовой Фронт») много месяцев подряд под разными формальными предлогами получала от Минюста отказ в регистрации.

Больше всего деятельность спойлеров раздражает КПРФ, что понятно. После 2012 года в списке зарегистрированных партий оказалось несколько организаций, использующих в своем названии слово «коммунистическая» или, например, до боли знакомую аббревиатуру КПСС.

Другим думским оппозиционерам — ЛДПР и «Справедливой России», также хотелось бы подсократить число конкурентов. Лидер последней Сергей Миронов рассказал о сути «эсэровских» предложений по «оптимизации» партийной системы, которые были переданы в администрацию президента: «Если у партии в течение двух лет не смог достичь победы хотя бы один муниципальный кандидат, ее следует ликвидировать».

Этим предложением «эсэры» убивают сразу двух зайцев. Во-первых, оно обяжет зарегистрированную партию действовать в рамках существующей политической системы, за что «эсэрам» власть, конечно, будет благодарна. Ведь смысл существования партии в этом случае сводится к тому, чтобы быть постоянно втянутой в избирательный процесс, проходящий, естественно, в узких правовых границах нынешней политической системы. Благо муниципальные и региональные выборы проводятся по всей стране ежегодно.

Соответственно, все другие аспекты политической жизни, как-то: организация и проведение уличных шествий, митингов, партийных собраний, партийной учебы, теоретическая работа, выпуск партийной прессы, по мысли и думских «оппозиционеров», и власти, к партийной жизни отношения не имеет.

Вас ставят перед дилеммой — либо вы, «забивая» на все другие, не менее важные, чем выборы, аспекты партийной жизни, втягиваетесь в рутинный (и, кстати, весьма затратный) избирательный процесс, в котором результат, особенно в реалиях современной России в большинстве случаев не гарантирован, либо вас ликвидируют. Кроме того, такой подход неминуемо сократит число легально действующих партий, что чудесным образом совпадает как с желанием думских «оппозиционеров», так и с устремлениями власти.

В свою очередь идеи ЛДПР в этой области состоят в том, чтобы увеличить минимальный порог численности членов партии до 100 тысяч человек. Это в два с лишним раза больше, чем до «либерализации» партийной системы в 2012 году! По мысли либерал-демократов такой шаг способствовал бы созданию в стране трехпартийной системы.

Как сообщил тем же «Известиям» анонимный источник в президентской администрации, подобные предложения выглядят «вполне логично». Кто бы спорил! Для нынешней России, где демократия, политические и гражданские свободы граждан с каждым днем сокращаются словно шагреневая кожа, это действительно логично. Не так давно я уже писал, что еще более логично было бы сократить численность партий вообще до одной, поскольку по факту все официальные думские «оппозиционные» партии лишь имитируют политическую борьбу, на деле являясь фракциями единой большой партии власти. Впрочем, только ли думские?

Александр Желенин