Posted 1 сентября 2017,, 11:43

Published 1 сентября 2017,, 11:43

Modified 30 марта, 22:16

Updated 30 марта, 22:16

Излишнее высшее образование

1 сентября 2017, 11:43
Образование, всем известно — вещь исключительно важная. В России, где знания ценились всегда, сегодня, однако, заметны странные тенденции.

Сегодня в России отмечается День Знаний. Образование, всем известно — вещь исключительно важная. В свое время один из самых талантливых современных социологов (в России, правда, подвергающийся осмеянию) Фрэнсис Фукуяма, говорил о том, что «все существующие в наше время классовые различия объясняются главным образом разницей в качестве полученного образования». Питер Дракер, ныне покойный гуру менеджмента, еще в 1980-е годы рассчитал, что за предшествующие 60 лет наиболее выгодными инвестициями, которые только мог сделать американец, были вложения в собственное обучение. Гэри Беккер, нобелевский лауреат 1992 года, не уставал повторять, что богатство развитых стран ныне воплощено в мозгах граждан, а не в материальных фондах или в полезных ископаемых.

В России, где знания ценились всегда, сегодня, однако, заметны странные тенденции. В СССР в конце 1980-х годов доля работников с высшим образованием чуть отставала от показателя США (29,2% против 34,8%), но была чуть выше, чем в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (27,4%). В то время ВВП на душу населения в СССР составлял около 31% от американского показателя. Известно, что наши мозги диспропорционально использовались в ВПК, что экономическая система была нерыночной, и т. д. — но сейчас интересны не столько цифры, сколько их динамика. Если в 1987 г. советское студенчество (к которому тогда относился и автор) составляло 1,8% населения страны, то накануне кризиса 2008 г. его доля выросла до 2,7%, а число вузов повысилось почти в два раза. В результате Россия настолько «встала с колен», что оказалась самым образованным обществом в мире: сейчас граждан с полным или незаконченным высшим образованием в числе работников у нас больше половины (54,9%), а в США практически столько же, сколько и 30 лет назад (35,7%). Сегодня в России так много «образованных», что для достижения американского показателя ни один вуз страны не должен выпускать ни одного «специалиста» на протяжении ближайших 11 лет. Я не говорю про наши органы власти, где в Государственной думе заседают целых 60 докторов и 127 кандидатов наук (см. «Коммерсант»), а, например, в германском бундестаге всего один профессор и шесть докторов (по-нашему кандидатов) наук. Но только вот почему-то отрыв США от России не сократился (сегодня подушевой ВВП России отстает от американского в 6,5 раза в текущих ценах). Да и ту же Германию мы тоже не обогнали. Иначе говоря, Россия выглядит почти единственной страной в мире, где распространяющееся образование не обусловливает роста уровня жизни.

Этот вывод вряд ли покажется оригинальным. Проблемы в отечественном образовании всем хорошо известны. Это и старение преподавателей, и огромный отток кадров, и колоссальная бюрократизация, и нарастающий догматизм в преподавании. Наверное, сегодня президент В. Путин вновь повторит свою знаменитую фразу о том, что «получение знаний — это все-таки вторичное по сравнение с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился к себе самому, к своим друзьям, к семье, к Родине» (цит. по Rambler.News). Однако, помимо всех этих проблем, нерешенным остается и вопрос о количестве студентов, которое выглядит катастрофически излишним. Бразилия имеет тот же подушевой ВВП, что и Россия, в три раза опережает нас по выпуску автомобилей и почти в 10 раз — по производству гражданских самолетов, а доля занятых с высшим образованием там — почти втрое меньше. Образование превратилось у нас в формальность, в то время когда знания в меньшей мере терпят формализм, чем когда бы то ни было прежде.

В современном постиндустриальном обществе ценятся не «корочки», а талант и способность к творчеству. Российское образование последних лет более всего занято именно ограничением этого творческого восприятия мира, и поэтому не у нас появляются те, кто двигает мировой хозяйственный рост. Конечно, у нас тоже хватает «творчества» — которое просто-таки процветает в сфере подделки диссертаций, плагиата и патентования никого не интересующих научных изобретений — то только оно признается лишь отечественными чиновниками, а не глобальной экономикой.

Я не раз и не два высказывался на эту тему и сегодня могу только повторить: России требуется отказ от системы почти массового высшего образования; десакрализация «ученых» степеней; сокращение числа вузов и преподавателей; существенное развитие среднего специального образования и, самое важное, формирование той системы постоянно продолжающегося на протяжении всей карьеры повышения квалификации, которая давно есть во всем мире. И, желательно, не только в сфере патриотизма или основ православной культуры…

Прочитать оригинал поста Владислава Иноземцева можно на сайте «Эхо Москвы».