Posted 12 апреля 2018,, 07:34

Published 12 апреля 2018,, 07:34

Modified 31 января, 19:06

Updated 31 января, 19:06

Частица Вселенной или винтик великого механизма?

12 апреля 2018, 07:34
Людмила Семенова
Новый отечественный сериал, посвященный покорению космоса, заставил задуматься о том, что происходит, когда государственные интересы ставятся выше личных.

На Первом канале состоялась премьера телесериала «Частица Вселенной», посвященного космонавтам. Причем не легендам былой эпохи, как «Время первых», а нашим современникам.

Вопрос о том, насколько показанные зрителям реалии этой романтичной, но такой сложной профессии соответствуют действительности, остается за кадром. На первый план выходит психология. Как в узком смысле — моральное равновесие и здоровье космонавта проверяются строго, скрупулезно и порой весьма бесцеремонно, так и в широком — ведь даже те, кому никогда не суждено совершить фантастический полет, порой ощущают себя лишь мелкими песчинками.

Хотя имя Валерия Тодоровского у многих ассоциируется с тематикой ретро благодаря «Стилягам», «Оттепели» и «Оптимистам», фильмов о настоящем на его счету тоже немало. В «Частице Вселенной» он выступил как продюсер, а режиссером и сценаристом стала Алена Званцова.

Герои сериала — не только космонавты, но и люди, работающие в Центре управления полетами, в Звездном городке, в институте космической медицины. Съемки проходили в аутентичных интерьерах и сурдокамере, которая предназначена для тренировок, — актерам пришлось немало поработать для имитации невесомости. И космические эффекты действительно получились выразительными: сцена старта корабля показана так, что невольно проникаешься чувством огромного напряжения, с которым связано это событие. Недаром отбор для межпланетных странствий так строг…

Пикантность сюжетной завязки в том, что в полет отправляется не вполне подготовленный человек — бывший бизнесмен, занимавшийся космической оптикой (его играет Алексей Макаров). Он почти одновременно узнает о своем зачислении в отряд космонавтов и о том, что жена полюбила другого. А к предвзятому отношению товарищей по полету, не считающих его «своим», добавляется тот факт, что один из них — военный летчик, которого играет Сергей Пускепалис, — является тем самым «другим». Так космический триллер, завязанный на чрезвычайных ситуациях, переплетается с триллером бытовым, и во многом из-за этого становится слегка фантастичным. Авторам явно пришлось пожертвовать определенной долей истины в пользу выразительной драмы.

Герой Макарова вынужден просить жену (Виктория Исакова) создать видимость крепкой семьи, чтобы его душевное состояние не вызвало сомнений и не поставило под угрозу дело государственной важности. Однако когда речь идет об интересах государства, простому человеку приходится нелегко: результаты психологических тестов и поведение спутниц космонавтов подвергаются такому холодному и беспардонному препарированию, что наводят на мысль об изучении насекомого или бактерии под микроскопом. По-видимому, именно так мы выглядим в масштабах идей, спущенных «сверху», и в этом контексте название сериала приобретает двусмысленный и горький оттенок.

Другой острый вопрос, возникающий при просмотре сериала: много ли в реальности таких космонавтов, летчиков, врачей, военных, маскирующих свои проблемы, только чтобы их не отстранили от дел — а дальше «авось пронесет»? Если это распространенное явление, то становится не по себе. Ведь как бы психолог в исполнении Алексея Аграновича, циничный и дотошный словно доктор Хаус, ни испытывал терпение жены, неохотно согласившейся на участие в неприятной игре, насколько бы хорошо он ни осознавал ее фальшь, главный герой все-таки отправляется в полет. И очень скоро у него предсказуемо сдают нервы.

Хотя у кого бы они не сдали после такой показной идиллии с женой? Надеть одинаковые фирменные майки, записать видеоролики в самой дешевой мелодраматической стилистике, выполнить ритуал с прикладыванием руки к стеклу… Все это показано так ярко и беспощадно, что начинаешь думать: кому-то, установившему эти правила, действительно важна только картинка. Лишь бы улыбались, лишь бы говорили, что все у них хорошо, лишь бы правильно отвечали на все вопросы и забыли о себе. Лишь бы слушались. А уж к каким катастрофам и трагедиям приведет такой подход — вопрос второстепенный. Если, конечно, не будет нанесен сильный урон государственному престижу.

Собственно, это и приказывают сделать героине Исаковой: забыть о своем «я», как бы ради мужа и их общего «мы», а на самом деле ради некого бездушного механизма, в котором они оба — всего лишь мелкие детали.

Возможно, «Частица Вселенной» задумывалась как романтическая история о крепких мужчинах и преданных женщинах. Но создатели сериала, осознанно или нет, затронули актуальные проблемы страны и времени, в которых мы живем. Для СССР престиж, конечно, тоже был очень важен, но в современной России погоня за ним приобретает гротескные формы, причем нас бросает из крайности в крайность — от военных подвигов до религиозного возрождения.

Кстати, о последнем: в сериале присутствует священник, которого сыграл писатель Евгений Гришковец, и есть сцена с «боевым крещением» экипажа святой водой. Однако она не вызывает раздражения, потому что даже люди, преуспевшие в науке и технике, не боящиеся уже ни огня, ни воды, ни далеких звезд и планет, все еще нуждаются в суевериях и традициях. Одного лишь холодного разума для подвигов недостаточно. Но, увы, это не отменяет того факта, что сарказм о падающих «освященных спутниках» пошел в народ не просто так.

Словом, наряду с приятными впечатлениями от актерской игры и качественной картинки, свойственных многим проектам Тодоровского, возникает ощущение, что нам хотели сказать что-то другое, далекое от красивых историй о героизме и любви. В нашем обществе забота о своей личности, душевном состоянии и собственных интересах все еще считается пороком, наравне с чревоугодием или блудом, и все мы являемся частицами вот такой альтернативной вселенной.

Людмила Семенова