Posted 28 мая 2018,, 09:26

Published 28 мая 2018,, 09:26

Modified 30 марта, 19:44

Updated 30 марта, 19:44

Сербы хотят засудить НАТО

28 мая 2018, 09:26
Алла Ярошинская
Тротиловый эквивалент боеприпасов с обедненным ураном, сброшенных в 1999 году на Югославию, равен пяти атомным бомбам, подобным той, что накрыла Хиросиму.

Не прошло и 19 лет, как Сербия озаботилась созданием комиссии по расследованию натовских бомбардировок и их последствий для здоровья населения и окружающей среды. Случилось это после того, как президент Александр Вучич, открывая недавно новое отделение в Институте онкологии и радиологии в Белграде, впервые заговорил о негативных сдвигах в здоровье нации после той агрессии. Его слова цитируют все национальные СМИ страны: «Буду искренен: я никогда полностью не верил во все наши теории об обедненном уране, что во всем виноваты те, кто уничтожал и бомбил эту страну в 1999 году. Но сегодня в разговоре с врачами я понял, что, конечно, есть много факторов роста (числа) заболеваний раком среди детей, но обедненный уран точно является одним из них, так как он чаще всего фиксируется у детей, чьи родители появились на свет около 1990-го года».

Напомню, о чем речь — ведь почти за двадцать лет многие (в том числе и в странах Евросоюза) уже и думать забыли, что же тогда происходило. Бомбардировки Североатлантического альянса (без санкции ООН) начались 24 марта и продолжались по 10 июня 1999 г. в связи с противостоянием между албанскими сепаратистами из «Освободительной армии Косово» и армией и полицией Сербии. Запад настаивал на выводе сербской армии из Косово, Милошевич, возглавлявший тогда оставшийся от Югославии осколок страны, не собирался этого делать.

В Брюсселе эту операцию назвали «Союзная сила», а сербы саркастически переименовали ее в «Милосердного ангела». Если подсчитать все бомбы, сброшенные натовцами за 78 дней, их тротиловый эквивалент будет равен пяти американским атомным бомбам, образца той, что накрыла в 1945 г. Хиросиму.

Хотя в штаб-квартире НАТО тогда уверяли весь мир, что наносят удары только по военным объектам, натовская авиация использовала кассетные бомбы и снаряды с обедненным ураном, особенно опасные для людей.

«Фатальные ошибки» военных следовали одна за другой. Двенадцатого апреля 1999 г. летчики Альянса выпустили две ракеты по пассажирскому поезду Белград — Салоники. Десять человек были убиты, полтора десятка — ранены. Четырнадцатого апреля была атакована с воздуха колонна беженцев в Косово, погибли 64 человека. Двадцать третьего апреля в результате натовской ракетной атаки в два часа ночи на Белградский телецентр были убиты 16 человек и несколько десятков ранены.

По данным экспертов, в операции против Югославии было задействовано 1260 самолетов и вертолетов, включая стратегические бомбардировщики Б-52 и Б-2А, а также 30 боевых кораблей, в том числе три авианосца и шесть атомных подводных лодок. В воздушной войне приняли участие почти все страны НАТО, кроме Польши, Чехии, Греции, Люксембурга, Исландии. Рядом, в Албании и Македонии, была развернута почти 30-тысячная группировка сухопутных войск, готовых в любое время войти в Косово. Военные летчики НАТО совершили 35 тысяч боевых вылетов, сбросив на Сербию и Черногорию 15 тысяч бомб и ракет.

Оружием с обедненным ураном были укомплектованы американские штурмовики А-10. При этом авиация альянса постоянно использовала кассетные бомбы, дающие повышенный поражающий эффект против живой силы. За время операции на Югославию было выброшено 15 тонн обедненного урана.

Точное количество жертв до сих пор неизвестно. По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли около 2,5 тысячи человек, включая 89 детей, а также были ранены 12,5 тысячи человек. Материальный ущерб, по разным данным, оценивается в сумму от $30 до $100 млрд.

Во всей этой истории с похвальным созданием комиссии с опозданием почти в 20 лет после НАТО-югославской войны для меня загадкой остается публичное заявление президента Вучича о том, что он «не верил во все теории об обедненном уране», то есть считал досужими домыслами. Также, как и недавнее обращение к нему сербских ученых и медиков с просьбой разрешить исследовать влияние кассетных бомб на людей — вплоть до изучения наличия обедненного урана в продуктах. Здорово, конечно. Но кто же раньше запрещал это сербам делать? По горячим, так сказать, следам?

Ведь все эти факты были известны с самого начала. Так и не доживший до окончания суда в Гааге Слободан Милошевич заявлял в феврале 2002 г. в Международном трибунале по бывшей Югославии (цитирую по стенограмме): «…Так, применением кассетных бомб нарушено обязательство о неприменении запрещенного оружия. (Кассетные бомбы все еще не запрещены — А.Я.) Иное утверждал лишь тот самый Шеа (директор информации и прессы НАТО Джеми Шеа. — А.Я.) (…) Он утверждал, что кассетные бомбы не употребляются. И это утверждали упорно, пока в Ниш не приехала Мэри Робинсон (тогда — верховный представитель ООН по правам человека. — А.Я.) и не увидела кассетные бомбы. Она сказала на телевидении, что они используются, и тогда признали, что применялись кассетные бомбы».

Это же подтвердил журналистам и сотрудник Международной кампании за запрет противопехотных мин Ричард Ллойд: «Только за первые три месяца после бомбежек из Адриатического моря были выловлены 161 неразорвавшийся снаряд и 97 мин — начинка кассетных бомб. Запрет на ловлю рыбы в Адриатике продолжался до конца августа 1999 года».

Как сообщила в 2007 году британская Independent, ccылаясь на свои источники, США, Великобритания и Нидерланды сбросили на Сербию более двух тысяч кассетных боеприпасов, которые «развеяли» над ее территорией 380 тысяч малогабаритных бомб. Принцип действия этих «жутких убийц» прост. Кассета с множеством заложенных в ней маленьких бомбочек взрывается в воздухе, вставленная в нее спираль раскручивается и разбрасывает их окрест. По сути — это как противопехотные мины.

Больше всего досталось городку Нишу, который бомбили 7 и 12 мая 1999 г. «7 мая 1999 года авиация сбросила кассетные бомбы в два захода, — рассказывает Тома Тодорович в сербской газете „Политика“. — Послышались взрывы, началась большая паника… Люди падали, как подкошенные, было много погибших в самом центре, возле ограды университета, на городской площади Тврчаве. (…) Кассетные бомбы падали всюду. Хотя нигде рядом не было ни одного военного объекта и не было никакого оправдания тому, что нас засыпали бомбами. В тот день от „жутких убийц“ погибло 15 жителей Ниша, среди которых и молодая женщина на девятом месяце беременности».

А вот что говорит журналистка из Белграда Айя Куге: «Вечером 17 апреля 1999 года через окно квартиры семьи Ракич в белградском жилом квартале Батайница влетел осколок кассетной бомбы и убил двухлетнюю девочку Милицу, которая сидела на горшке. Дом этот находится в четырех километрах от военного аэродрома». Широкую известность получил и один из самых страшных инцидентов с неразорвавшимися кассетными бомбами, которые внешне, из-за желтого цвета, похожи на яркие игрушки. Пятеро албанских детей, подобравшие одну из таких «игрушек», были ею же при взрыве и убиты.

Сербский генерал Слободан Петкович еще в 2001 г. заявлял, что Всемирная организация здравоохранения фальсифицировала доклад британского физика Кита Баверстока, который доказал, что обедненный уран будет иметь серьезные последствия для здоровья населения, увеличится число заболеваний раком. Сомнительно, что все это неизвестно было властям Сербии, и только сейчас наступило внезапное прозрение.

«Это преступление не имеет прецедентов», — заявил президент Сербии Александр Вучич на днях после встречи с врачами. Похоже, президент совсем не в теме. О таком же преступлении почти 20 лет назад писала известный американский физик-радиолог Розалия Бертелл, которая является одним из пионеров в исследованиях по использованию американцами боеприпасов с обедненным ураном в Ираке, Афганистане, бывшей Югославии и их влияния на здоровье.

В одной из своих научных работ она предупреждает: «Все кто подвергся даже кратковременному влиянию обедненного радиоактивного урана, получают хроническое угнетение иммунной системы и серьезный риск возникновения смертельных онкологических заболеваний». В научном мире давно известно, что после угощения подобной заокеанской «демократией» тысячи людей, включая детей, заболели онкологией. Исключением не стали даже американские солдаты, умершие и умирающие от своих бомб, использованных на чужих территориях.

И еще один свежий факт: по данным итальянской общественной организации Osservatorio militare, в той НАТО-югославской войне принимали участие более семи с половиной тысяч итальянских военных. Все они соприкасались с урановыми боеприпасами. А сейчас имеют серьезные проблемы со здоровьем. По данным на 2017 год, от рака уже скончались 340 человек. Диагноз - лейкемия, то есть рак крови.

В 2016 г. издание The Telegraph опубликовало карту сербских городов и весей, которые испытали на себе действие натовских боезарядов с обедненным ураном. Если закрасить эти места черным, то он «заливает» практически весь юг Сербии. Как утверждают медики, после натовских бомбардировок здесь зафиксирован всплеск онкологии.

Ожидается, что исследования комиссии будут всеобъемлющими: экология, здоровье, экономика и право. Собранные доказательства ущерба станут основой для предъявления Белградом иска к 19 странам-членам НАТО, бомбившим Сербию почти два десятилетия назад. Правда, никто так и не задал пока вопрос о сроках исковой давности. А так-то — можно еще от ООН и трибунал по военным преступлениям потребовать, по аналогии с Гаагским по бывшей Югославии. Вот в Москве наверняка знают, что после этого Сербию возьмут в ЕС, куда она так пассионарно стремится после бомбежек, с распростертыми объятиями. Дружить с Москвой, проситься в ЕС и готовить против его 19 стран судебный иск — и все это одновременно — такое еще никому не удавалось.Тут уж, как говорится, или крестик нужно снять, или штаны надеть.

Алла Ярошинская