Posted 13 сентября 2018,, 15:30

Published 13 сентября 2018,, 15:30

Modified 30 марта, 18:45

Updated 30 марта, 18:45

Полицейские из Нетландии

13 сентября 2018, 15:30
Людмила Семенова
Попытки российского ТВ представить работу правоохранительных органов в розовом свете сегодня выглядят особенно неуместными.

Третий сезон сериала «Ищейка» — адаптации американского The Closer, получившего несколько высоких наград, — вышел вполне симпатичным, как и два предыдущих. Но очень уж бросается в глаза, насколько различается представление об органах правопорядка у фантазеров-кинематографистов и у простого народа.

Возможно, из-за близости к зарубежному оригиналу в «Ищейке» почти нет характерных примет российской действительности — в отличие от других сериалов с «бандитско-ментовской» тематикой, крайне популярных на нашем телевидении. Наиболее знаковые из них — созданные в конце 1990-х — начале 2000-х «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург». Впоследствии появилось множество других проектов, из которых одни получили развитие, вроде «Ментовских войн», а другие оказались проходными. В большинстве этих сериалов затрагивались злободневные проблемы российского общества — разгильдяйство, коррупция, кумовство, стремление к легкой наживе. Квинтэссенцией «близости к жизни» в свое время стал «Глухарь». Однако, начавшись как грубоватая сатира с элементом социальной драмы, со временем он превратился в занудную и пафосную драму с претензией на документализм.

При этом почти во всех подобных сериалах прослеживается стремление придать образу полицейского романтический оттенок, показать правоохранителей этакими «славными ребятами», у которых, конечно, есть свои слабости, но все же они стоят на страже общества. К сожалению, сейчас в России мало кто верит, что таких защитников можно встретить где-то кроме телевизора.

«Ищейка» вышла на Первом канале в 2016 году. Автор проекта — Дмитрий Брусникин, который, увы, не дожил до премьерного показа текущего сезона. Изюминкой сериала стало место действия: съемки шли в Краснодарском крае, и на экран даже попали дельфины. Виды, отснятые с помощью «летающей камеры», получились весьма впечатляющими.

По сути, фильм можно назвать феминистическим детективом, причем детективная линия часто уходит на второй план. Анна Банщикова, сыгравшая следователя Александру Кушнир, заявила, что ее героиня — в первую очередь женщина, которая может быть и строгой, и жесткой, и смешной, и наивной. В премьерном сезоне у нее постоянно возникали проблемы с подчиненными, не желающими работать под началом у женщины, во втором она металась между между двумя мужчинами, а в третьем уже ждет ребенка. Эти три этапа, по-видимому, лаконично транслируют усредненные представления о жизни женщины в наше время, когда феминизм для одних является ругательством, а для других — благородной идеологией.

С самого начала третьего сезона многие зрители выразили недовольство тем, что в сериале слишком много «мыла», сваренного из несостоявшихся отношений, неожиданной беременности, неуемной любви героини к шоколаду и какой-то излишней нервозности. А криминальная составляющая сюжета отличается тем, что будни отделения полиции показаны какими-то совсем уж ненатуральными.

Например, линия с интригами, которые пытается плести против Кушнир полковник Ева Смолич, сыгранная Ольгой Литвиновой, постоянно провисает. Непонятно — то ли это некий фарс, то ли банальная женская неприязнь, то ли таким образом создается цепь событий, ведущая к чему-то очень нехорошему. Во всяком случае, колоритным отрицательным персонажем начальница главной героини явно не выглядит.

Что же касается полицейских-мужчин, то они разительно отличаются от того представления, которое в последние годы сложилось о них в народе. Слово «менты» приобретает все более неприязненный оттенок, в котором сочетаются неуважение, страх и разочарование — ведь сегодня уже мало кто рассчитывает помощь и защиту со стороны полиции. В «Ищейке» мы видим коллектив персонажей, которые не совершают особых подвигов, однако свой профессиональный долг выполняют на совесть. Среди них нет взяточников, «крышевателей», любителей выбивать признания насильственными методами. С ними могут происходить неприятные инциденты — скажем, отстранение от работы из-за превышения должностных полномочий, — но это подается как единичные случаи, неизбежные в столь трудной работе. У исполнителей мужских ролей — Дениса Бургазлиева, Анатолия Гущина, Владислава Павлова, Эдуарда Чекмазова — вполне благообразные типажи, их герои вызывают доверие, что, собственно, и предполагает работа полицейского.

Однако телезрителю очень сложно поверить в существование «чести мундира», служебной этики в полиции, в искреннее стремление ее сотрудников восстановить справедливость и наказать зло. Слишком много мы знаем страшных и грязных историй о буднях реальных ОВД — с формальным отношением к выполнению «плана», вездесущей коррупцией, обогащением отдельных чинов, скандальными методами допроса. А честные и порядочные представители этой профессии никому не известны из-за обилия негативных новостей об их коллегах.

Разумеется, в оригинальной версии тоже, скорее всего, нет претензии на документальное отражение работы следователя. Однако в России отношения граждан с представителями закона давно стали болезненной темой. Даже недавний чемпионат мира по футболу прозвали временем вынужденной вежливости для полицейских — это говорит о многом.

Как киносказка сериал «Ищейка» вполне неплох. Загадки с убийствами хоть и простенькие, но наблюдать за их распутыванием интересно. Однако те, кто не понаслышке знаком с современной российской полицией, скорее поставят ему жирный дизлайк.

Людмила Семенова