Posted 22 октября 2018,, 10:14

Published 22 октября 2018,, 10:14

Modified 31 января, 21:07

Updated 31 января, 21:07

Россия и арабы против Израиля

22 октября 2018, 10:14
Алла Ярошинская
Неядерные страны обвиняют США, Канаду и Великобританию в противодействии установлению на Ближнем Востоке зоны, свободной от атомного оружия.

В Нью-Йорке продолжает работу 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Среди главных вопросов форума — проблемы ядерного нераспространения, которые обсуждают здесь вот уже почти две недели в рамках сессии Первого комитета по проблемам разоружения и международной безопасности. Государствам, обладающим ядерным оружием, следует сократить бюджеты на его усовершенствование, перераспределить эти средства на социально-экономические цели, предпринять шаги для снижения риска ядерной войны и начать, наконец, разоружение. Вот чего требуют от клуба ядерных держав участники форума. На сегодня в общей дискуссии высказались представители более 145 государств и 14 участников от гражданского общества (международные НПО). Дебаты в Комитете продлятся еще две недели, и затем по их результатам будут приняты резолюции Генассамблеи.

Нынешнее обсуждение атомной угрозы, замечу, проходит в других политических обстоятельствах, чем в предыдущие годы. Летом 2017-го большинство стран мира на конференции ООН одобрили и открыли к подписанию Договор о запрещении ядерного оружия. (В общем, юридически обязывающий документ поддержали 122 государства.) Международное соглашение запрещает разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия. Однако проблема заключается в том, что официальные и неофициальные ядерные государств, а также почти все страны Европы по сути бойкотировали усилия подавляющего большинства мирового сообщества. Ни одна из ядерных держав не принимала участия в разработке, подготовке и завершающей конференции, где этот договор был принят. Понятно, что подписывать и ратифицировать они его тоже не собираются.

Однако, несмотря на такой фон «антиядерного» нигилизма, энтузиасты запрета оружия массового поражения продолжают «точить камень». Самым ярким и сконцентрированным стало выступление от имени Движения неприсоединения (насчитывает 120 государств) Ины Криснамурти, заместителя постоянного представителя Республики Индонезия в ООН. «Государства, имеющие ядерное оружие, модернизируют свои ядерные арсеналы и планируют исследования и разработки новых ядерных боеголовок, объявляют о своем намерении разработать новые средства доставки, как это предусмотрено в военных доктринах некоторые ядерных стран, включая Соединенные Штаты», — заявила она. «Движение неприсоединения еще раз заявляет о своем решительном призыве к ядерным государствам — полностью и незамедлительно выполнить свои обязательства, без дальнейших проволочек предпринять шаги для полной ликвидации ядерного оружия — в прозрачной, необратимой и поддающейся международной проверке процедуре. Движение также призывает государства, обладающие ядерным оружием, немедленно прекратить планы по его дальнейшей модернизации или «продлению жизни», — взывала Криснамурти.

В ходе «горячего» выступления представитель Движения неприсоединения обвинила США, Канаду и Великобританию в том, что из-за их неприемлемой позиции на Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2015 г. не удалось достичь консенсуса по документу для установления на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Криснамурти апеллирует также к резолюции более чем 20-летней давности, принятой на обзорной конференции по ДНЯО еще в 1995 г. Я тогда принимала в ней участие в составе официальной делегации России и хорошо помню борьбу, которую вели страны ядерного клуба за то, чтобы продлить ДНЯО бессрочно и безоговорочно. Притом что Движение неприсоединения и Лига арабских государств, другие страны требовали установить четкий график ядерного разоружения вплоть до полного его уничтожения. Как того, впрочем, и требует сам договор.

Тогда ядерные страны с трудом нашли вариант для «продавливания» своих интересов. Продление ДНЯО бессрочно и без всяких условий неядерные державы обменяли на резолюцию по установлению на Ближнем Востоке свободной от ядерного оружия зоны. В результате договор был продлен безо всякого голосования — это называется «принят консенсусом». Хотя, конечно, никакого консенсуса там не было, а получился громкий скандал, который неприсоединившиеся страны назвали «ядерным апартеидом». Но дело было сделано. В той резолюции прямо указывается, что Израиль должен присоединиться к ДНЯО и поставить свое оружие массового поражения под контроль МАГАТЭ, то есть отказаться от него. В общем, предполагалось нечто похожее на ситуацию с Южноафриканской республикой, отказавшейся под давлением мирового сообщества от своего ядерного оружия. Но, как оказалось, Израиль — это не ЮАР. Лига арабских государств и Движение неприсоединения на этом форуме ООН снова призвало ее обеспечить выполнение резолюции 1995 г. — потребовать от Израиля и МАГАТЭ «немедленного выполнения» резолюции.

Интересно, что Москва и на этом форуме полностью поддержала Лигу арабских государств: «У нас все еще «нулевой» результат с реализацией резолюции 1995 года о создании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке. Дальнейшее бездействие в этой области чревато серьезными последствиями для ДНЯО», — сказал в своем выступлении на сессии Первого комитета глава российской делегации Владимир Ермаков.

Дальше — больше: «Проект решения ГА ООН, представленный Лигой арабских государств для созыва конференции по созданию не позднее июня 2019 года зон, свободных от оружия массового поражения, в нынешней тупиковой ситуации становится особенно актуальным. С одобрением этого проекта и резолюция от 1995 года по Ближнему Востоку будет доведена до практической реализации. Проект решения не противоречит интересам региональных государств и заслуживает полнейшей поддержки. (…)» В переводе с дипломатического это значит, что Москва выступает за то, чтобы лишить Израиль его ядерного оружия, поставив арсеналы под контроль МАГАТЭ.

Два последних рабочих дня на сессии Первого комитета по разоружению и международной безопасности прошли в узко тематической дискуссии: «Ядерное оружие». Здесь основными докладчиками от больших групп стран выступили Лига арабских государств (ЛАГ), Движение неприсоединения, Группа стран Африки, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Все они говорили в унисон, а основной лейтмотив такой: ядерному разоружению и уничтожению этих арсеналов нет никакой альтернативы, сегодня из-за них само существование человечества в большой опасности.

В ответ представитель США Роберт Вуд, глава американской миссии при постоянно действующей Конференции по разоружению, упрекнул тех, кто требует от ядерных стран присоединиться к Договору о запрещении ядерного оружия и выполнять ДНЯО, в непонимании того, что они сами требуют. Доминирующая мысль его спича заключалась в том, что ядерное оружие — это благо, оно играет роль сдерживания. Без ядерного оружия мир скатится в войну. Политическая доктрина ядерного сдерживания, к слову, принадлежит баронессе Тэтчер. Уже и СССР нет, и самой баронессы, и Британия на какой-то грани, а присыпанная нафталином «убойная» доктрина, оправдывающая размахивание ядерной дубиной во имя мира, все еще здравствует. И да, «Соединенные Штаты по-прежнему являются лидерами в усилиях по предотвращению распространения ядерного оружия и привержены сокращению ядерных запасов таким образом, чтобы обеспечить международную безопасность». И, конечно, в том, что ситуация с ней ухудшилась, виновата Россия, нарушающая Договор по ракетам малой и средней дальности (РСМД). И так вот совпало, что после этого заявления в ООН Трамп сразу и анонсировал выход США из этого договора.

Россия пока не выступала на дискуссионной панели по ядерному оружию. Поэтому ее ответ на претензии, озвученные Робертом Вудом, пока не прозвучал. Однако позиции Москвы по самым разным моментам безопасности уже были изложены на второй день сессии Первого комитета. Глава российской делегации Владимир Ермаков сообщил, что со времен «холодной войны» Россия сократила свое ядерное оружие на 85% и собирается снижать его уровень дальше, выразив заинтересованность в новом договоре с США. При условии, что Вашингтон будет скрупулезно исполнять свои обязательства. И вот главная мысль: «Дальнейший прогресс на пути ядерного разоружения невозможен, если все государства, обладающие военным ядерным потенциалом, не присоединятся к соответствующим усилиям. Прежде всего, это касается определенных стран военного альянса НАТО. Однако, к нашему глубокому сожалению, пока никто из них не выразил такого намерения». Речь идет, понятно, о Франции и Великобритании.

Схватка за принятие финальных резолюций по ядерным проблемам на сессии Генеральной ассамблеи ООН снова обещает быть горячей.

Алла Ярошинская