Posted 27 октября 2018,, 07:38

Published 27 октября 2018,, 07:38

Modified 31 января, 21:10

Updated 31 января, 21:10

Кровная месть в бледных тонах

27 октября 2018, 07:38
Людмила Семенова
Психологическая драма — жанр, который нравится зрителям, но пока еще не очень хорошо дается российским телевизионщикам.

Сериал «Дожить до любви», вышедший недавно на телеканале «Россия», претендует на провокационную и жесткую подачу семейных отношений — и вполне мог бы составить конкуренцию «Садовому кольцу», показанному летом на Первом. В нем тоже есть интересная фабула, динамичное развитие сюжета, напряженная и агрессивная атмосфера, достойная игра актеров.

В то же время, человеческие пороки и насквозь лживые взаимоотношения в «Дожить до любви» представлены настолько гротескно, что это довольно быстро начинает утомлять. Если в «Садовом кольце» подобный ход был явно продуманным, то здесь такой эффект зачастую возникает из-за переигрывания одних персонажей на фоне бледности и невнятности других.

«Дожить до любви» — экранизация одноименной книги Владимира Гурвича и Людмилы Котляровой, снятая украинским режиссером Владимиром Балкашиновым. Тон задают женские партии — Дарья Повереннова в роли властной и жестокой бизнес-леди Арины Мельниковой, Алена Хмельницкая, играющая ее единственную подругу Милену, и молодая артистка Антонина Дивина в роли невестки Арины, сводящей личные счеты с «акулой бизнеса» через ее семью и дела.

Примечательно, что в российских сериалах вообще довольно часто на первый план выходят женщины — должно быть потому, что отечественная аудитория все еще предпочитает чрезмерно эмоциональные «мыльные оперы» любым другим жанрам.

Героиням очередной драматической истории крайне недостает здравого смысла — зато эмоции бьют через край. Как и «Садовое кольцо», «Дожить до любви» рассказывает о семье, которая на первый взгляд может показаться идеальной: хозяйка жизни Арина, ее муж и сын. Но если в первом сериале члены семьи многого не сознавали, то во втором никто не носит «розовых очков» и каждый руководствуется собственными интересами.

Кредо главной героини состоит в том, чтобы никогда не давать слабину и относиться к жизни как к битве. Естественно, она не может создать здоровую и гармоничную атмосферу в своем доме. При этом весьма забавно наблюдать, как эта дама раз за разом недооценивает всех, кого по умолчанию считает своим инструментом или игрушкой. Колкости в адрес мужа (его играет Илья Шакунов), который ей нужен лишь «для сопровождения и поддержания имиджа», предсказуемо оборачиваются тем, что он заводит роман на стороне. Причем с подругой жены — единственным человеком, которого Арина почему-то считает достойным доверия.

На этом сюрпризы от «родных и близких» не заканчиваются. Особенно шокируют отношения главной героини с сыном, в котором она видит лишь один из «бизнес-проектов», причем явно неудачный. А потому способна открыто обвинить его в том, что он вообще появился на свет — предоставив таким образом карт-бланш на любые неосмотрительные и опасные поступки. Хуже все равно уже не будет.

Первая серия призвана донести до нас, как героиня стала такой — «снежной королевой», у которой в душе лишь холод, мрак и желание покарать обидчиков. Она не любит близких ей людей, зато души не чает в старых вещах, оставшихся как память о родителях, и может заплакать из-за разбитой драгоценной чашки. Однако сочувствия нет ни к ней, ни к другим героям, каждый из которых по-своему ущемлен и в то же время неприятен.

Возможно, в последнее время вырос спрос на подобные сюжеты — ни лучика света в темном царстве, лишь жестокий мир с законами джунглей. Но жизнь, а вслед за ней и кинематограф, показывает, что в основном правила игры диктует не физическая сила и даже не хитрый расчет, а слепой фарт.

Из несомненно положительных сторон сериала стоит отметить приятное музыкальное сопровождение и красивую приглушенную цветовую палитру в ледяных тонах моря, неба и теней — особенно в сценах, происходящих в вымышленном городе Новоморске. На этом фоне готические наряды молодой интриганки Лизы в исполнении Дивиной, подчеркнуто уютный вид отца семейства и изысканный минимализм в облике главной героини превращаются в яркие и уместные художественные элементы, чего современным сериалам часто недостает.

Возможно, мы успели немного пресытиться сюжетами, в которых психологические проблемы непременно перемежаются с криминалом и «вендеттами», — бесчисленные образцы куда более низкого качества давно прославили и канал «Россия», и, например, «ТВ Центр». Интересно было бы увидеть историю о человеческом отчуждении в чистом виде или с налетом детектива, который ярко проявится лишь к финалу. В «Дожить до любви» интрига подпорчена уже в начале, а в дальнейших событиях слишком много фальши, чтобы зритель им поверил. Но в целом сериал неплохой — как и некоторые другие, снятые в России за последне время.

Да, мир смотрит «Игру престолов». Но это не значит, что отечественный сериал не достоин внимания. Утверждать, что «российское хуже импортного по определению», так же глупо, как и быть квасным патриотом от культуры. Если говорить объективно, то пока положительные моменты являются лишь задатками, которые предстоит реализовать в полной мере. Для этого нужны средства и желание — а его большинству телевизионных деятелей как правило недостает. Возможно, если зритель начнет бойкотировать низкопробную штамповку, у нас появятся не просто сносные, но действительно качественные сериалы, которыми мы сможем гордиться.

Людмила Семенова