Posted 3 ноября 2018,, 07:48

Published 3 ноября 2018,, 07:48

Modified 30 марта, 18:18

Updated 30 марта, 18:18

Очень странное кино

3 ноября 2018, 07:48
Людмила Семенова
Черный юмор и отсутствие положительных героев вполне соответствуют духу времени и состоянию российского общества.

На этой неделе канал ТВ-3 — возможно, в преддверии Хэллоуина — решил порадовать телезрителей премьерой, вызывающей и смех, и ужас одновременно. Причем никакой мистической подоплеки в новом сериале нет — только горькая правда жизни. О чем вроде бы говорит и его название: «Обычная женщина».

Правда, постер, изображающий исполнительницу главной роли Анну Михалкову в виде инфернальной стервы, намекает, что это не традиционный очерк о нашем недопатриархате-недофеминизме. Изюминка сериала в том, что его героиня — Марина — ведет двойную жизнь. На первый взгляд, это вполне заурядная женщина — и фактура Михалковой здесь весьма уместна. Но потом оказывается, что у нее есть темное «я», и для этого альтер эго внешность актрисы выглядит уже несколько спорной.

Марина растит двоих детей и ждет третьего, причем беременность проходит с осложнениями. Муж, которого играет Евгений Гришковец, работает хирургом и изменяет жене с коллегой. Свекровь (в этой роли очень удачно выступила Татьяна Догилева) считает героиню плохой матерью, и не без оснований: «официальный» цветочный бизнес и занятие совсем другого рода, вокруг которого закручивается сюжет, занимают все время и мысли Марины — в итоге у нее не хватает сил на заботу о заболевшей младшей дочке.

Истории о семьях, в которых нет ни доверия, ни тепла, ни взаимной поддержки, набирают популярность в российском кинематографе. Но не так часто эта тема претендует на артхаусную подачу, к которой явно склоняется данный проект. Ведь его режиссером стал Борис Хлебников — создатель таких фильмов, как «Коктебель», «Сумасшедшая помощь» (где также играла Анна Михалкова) и «Аритмия». Работа Хлебникова в сериалах менее известна, однако у него на счету уже есть соавторство в психологической драме «Без свидетелей» и комедийный сериал «Озабоченные, или Любовь зла».

Сериал «Обычная женщина» позиционируется как конкурентоспособный на мировом рынке продукт — во многом потому, что на фестивале Series Mania в Лилле Анна Михалкова получила награду в номинации «Лучшая женская роль». Но для успеха у зрителя такое «кино не для всех» должно быть снято практически безупречно. Например, сериал «Садовое кольцо» тоже был близок к формату артхауса. Но там, в отличие от «Обычной женщины», не было странного и противоречивого смешения жанров и эмоций, мешающего нащупать внятный посыл и понять, какие, собственно, чувства вызывает поведение персонажей.

Уже в первой серии при загадочных обстоятельствах появляется труп, но главную героиню волнует не столько само убийство, сколько способ его скрыть. Так начинаются ее приключения, поданные скорее под соусом черной комедии, нежели триллера или драмы. Цепь недоразумений с привлечением нелепых второстепенных и эпизодических персонажей отсылает не то к «Шоу Бенни Хилла», не то к фильму Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот», где тело обкладывали льдом. Правда, в результате этих манипуляций труп ожил и все завершилось на веселой ноте. В российском сериале все как бы серьезно — по крайней мере убийство вполне настоящее. Однако и сценарные ходы, и музыкальный фон настраивают на легкомысленный лад.

Это же относится к сцене фиаско начинающей проститутки с первым клиентом. Если идея была в том, чтобы показать неприглядную реальность через парадоксальное значение нелепых случайностей, то реализовали ее крайне неубедительно.

Помимо этого, в сериале много изобразительных элементов, которые зрители привыкли ассоциировать с мрачными жанрами: холодная цветовая палитра и такой же ледяной, болезненный свет, ночная сцена с плывущим по воде матрасом, навевающая воспоминания о страшных челноках на мистических реках из сказок или мифологии… Увы, в сочетании с нотками черного юмора все это смотрится натянуто и гротескно, хотя создатели явно рассчитывали создать атмосферу напряженности и тревоги.

Главный же недостаток сериала — в отсутствии героев, которым можно сопереживать. Мотивация их действий понятна, но никого не хочется понимать и морально поддерживать. И дело не в актерах — они играют органично и правдоподобно, — а в самой идее, словно доводящей порочность современного социума до степени абсурда.

И в свете такого сюжета название «Обычная женщина» тоже весьма походит на мрачную иронию. Возможно, это самый удачный ход в сериале: показать, насколько обманчива бывает внешность и как опасны зачастую люди из толпы, не отмеченные никаким внешним безобразием или просто неординарными чертами. Но эта идея была бы гораздо лучше реализована в рамках обычного триллера-детектива или, скажем, драмы с оттенком нуар.

Возможно, в стремлении снять сериал мирового уровня российский режиссер перестарался с приемами, которые западная аудитория, наверное, поняла бы лучше. А попытки смешать жанры, угодить и «обычным женщинам», составляющим ядро аудитории сериалов, и искушенной молодежи, и кругу интеллектуалов, испортили изначально хорошую идею. Иногда избыток энтузиазма вредит не меньше, чем уже привычное нам халатное и равнодушное отношение к искусству как к источнику прибыли.

Людмила Семенова