Posted 7 ноября 2018,, 14:48

Published 7 ноября 2018,, 14:48

Modified 30 марта, 18:16

Updated 30 марта, 18:16

Выглядит страшно, но паниковать не стоит

7 ноября 2018, 14:48
Если вспомнить историю, люди еще в 90-х вполне успешно использовали IRC без всяких мобильных телефонов. Но то в мире. А это Россия. Здесь после 1945 года сразу наступили Гагарин и стабильность.

Слышали о привязке мессенджеров к номерам мобильных телефонов? Слышали, конечно. А оригинальный документ читали? Вот эта песнь о Гайавате. Называется «Правила идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями». Утверждены постановлением правительства РФ номер 1279 от 27 октября 2018 года.

Начнем с очевидного: правительство не компетентно.

Существуют способы обмена мгновенными сообщениями без привязки к номеру мобильного телефона. Пример на поверхности — Facebook. Вы можете обмениваться мгновенными сообщениями в этой социальной сети, вообще не имея мобильного телефона. Есть «бестелефонные» мессенджеры с акцентом на приватность, например, Wire. Есть мультиканальные чаты — Slack, Mattermost. Есть системы видеоконференций с голосовым и текстовым общением вроде Jitsi Meet. Есть локальные решения, например, чаты, встроенные в игры. Все они формально соответствуют определению, данному в ст. 10-1 ФЗ «Об информации», на который ссылаются новые «Правила». Вообще, если вспомнить историю, люди еще в 90-х вполне успешно использовали IRC без всяких мобильных телефонов. Но то в мире. А это Россия. Здесь после 1945 года сразу наступили Гагарин и стабильность.

Если смотреть не в прошлое, а в будущее, то ситуация тем более парадоксальная: делается попытка поставить использование более современных и перспективных технологий в зависимость от того, что устаревает на глазах.

Алексей Шляпужников у себя в ленте риторически спрашивает, «какие мессенджеры будут это выполнять». Хороший вопрос. Почти все сколь-нибудь эффективные решения в этой области — зарубежные. Смотрите, вот криптогик Мокси Марлинспайк из Open Whisper Systems, разработчик мессенджера Signal, спрятав свои анархистские дреды под шапкой-ушанкой из меха ондатры, летит в холодную декабрьскую Москву на подписание договора с «Вымпелкомом» и МТС «об идентификации пользователей». Представили? Вот и я не могу.

Или, скажем, хотите вы зарегистрироваться в каком-нибудь высокопарном французском чате любителей красного сухого, а вам предлагается подождать до 20 минут (так в «Правилах»), пока ваш российский опсос (ласковое сокращение для оператора сотовой связи) отправит подтверждение вашей личности в Тулузу. Как опсос должен это сделать — по e-mail, по телефону, с помощью маленьких телепортирующихся гномиков из Роскомнадзора? Кому? На какой адрес? «По электронным каналам связи, указанным в договоре об идентификации», говорится в «Правилах». Значит, французские виноделы УЖЕ должны иметь договор с российским опсосом.

В свою очередь, российские опсосы, по задумке авторов «Правил», должны собирать информацию о всех мессенджерах и чатах, где вы зарегистрированы со своим мобильным номером. Это проистекает из первоначальной обязанности владельцев чатов/сервисов согласовывать идентификацию с опсосами, а значит, тоже работать не будет. Как верно заметил Олег Козловский, выглядит страшно, но паниковать не стоит.

Административная ответственность за неисполнение этих конкретных «Правил» для нас с вами (граждан) не предусмотрена. Не переживайте из-за журналистских заголовков.

Не рассматривается в «Правилах» и ситуация, когда российский гражданин регистрируется в чатах, сервисах и мессенджерах, будучи за границей (и с использованием сим-карты зарубежного опсоса). Которую, кстати, в той же Литве по-прежнему можно купить за пару евро в любой продуктовой «Максиме» или в газетном киоске без предъявления документов.

Популярную ситуацию, когда человек логинится на сайте с использованием имеющейся учетной записи (например, в Фейсбуке), «Правила» тоже не учитывают.

Мысль о том, что человек может вообще не пользоваться мобильным телефоном (и при этом пользоваться интернетом), чиновники не допускают.

Что в сухом остатке, для кого это вообще? «А» упало, «Б» пропало, кто остался на трубе? «ВКонтакте». Но с ним все было ясно еще позавчера.

Прочитать оригинал поста можно здесь.