Posted 17 января 2019,, 11:20

Published 17 января 2019,, 11:20

Modified 31 января, 21:51

Updated 31 января, 21:51

Агент КГБ «Антонов» на службе стамбульского патриархата

17 января 2019, 11:20
Алла Ярошинская
Автокефалия Православной церкви Украины дала повод вспомнить о прошлом не только ее создателя Филарета, но и иерархов РПЦ.

Украинский Томос остается в поле зрения мировой политики и СМИ. По сообщениям из Киева уже несколько десятков приходов в Винницкой области перешли на сторону Православной церкви Украины (ПЦУ). В одном из храмов «продвинутая» паства даже изгнала настоятеля, который отказался это сделать. Пока такой мирный исход из УПЦ Московского патриархата (МП) в ПЦУ «стамбульского подчинения» замечен в основном в этой области, в других было всего несколько случаев.

Однако в послепраздничные дни из Украины стали поступать и другие новости. Вот что, например, сообщил несколько дней назад на своей странице в Фейсбуке протоиерей УПЦ (МП) Павел Линник: «Сегодня в селе Ворсовка Малинского района Житомирской области с помощью председателя Малинской ячейки ВО «Свобода» Николая Полиновского и сельского головы Петра Подручного захвачен православный Свято-Николаевский храм. Просим молитв. Были завезены неизвестные люди, которые угрожали всем прихожанам и священникам. (…) Господь всему судья. Вот так строится Стамбульский патриархат в Украине. Делайте выводы».

О вероятности подобного развития событий — столкновения верующих двух церквей — мирская и православная общественность предупреждала задолго до того, как «процесс пошел». Интересно другое: тональность обсуждения украинских граждан под такими новостями. Как правило, у оправдывающих захват храмов УПЦ (МП) сторонниками новой ПЦУ главным аргументом, в конце концов, «вылезает» такой: «А какое у Гундяева звание? Ведь он же еще с семинарии был сексотом?» Ответы следуют «по законам Хаммурапи»: «Такое же, как и у Филарета. Все они агенты КГБ. У Филарета была кличка «Антонов»». Или такой: «По инициативе Филарета («Антонова») и по поручению партии (КПСС) в Украине было закрыто несколько тысяч храмов… Теперь тов. «Антонов» получает ордена от (украинского) президента».

Неудивительно, что из всех аргументов «за» и «против» самое большое отвращение вызывает именно эта позорная страница РПЦ — как святые отцы работали на КГБ, исправно поставляя доносы даже друг на друга. Хотя, справедливости ради надо сказать, что были среди священников и те, кто не предал веру за сребреники, вполне испив за нее чашу страданий в советских ГУЛАГах.

В сентябре 1991 года, после путча ГКЧП, депутатам российского парламента впервые в истории СССР удалось прикоснуться к святая святых КГБ — его архивам. Президиум ВС РСФСР создал комиссию по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП — ее возглавил депутат Лев Пономарев. Парламентарий, священник Глеб Якунин в рамках ее задач занимался расследованием связей российской православной церкви с КГБ.

Однако работа комиссии продолжалась недолго — с сентября 1991-го по март 1992-го. Ее быстро прикрыли, несмотря на тогдашний «разгул» демократии. Но даже то, что депутаты успели прочесть и обнародовать, произвело эффект разорвавшейся бомбы. «О масштабах слияния церковных и чекистских должностей и задач РПЦ и КГБ СССР, — писал Якунин, — можно судить хотя бы по таким материалам из отчетов, хранящимся в Центральном архиве КГБ СССР». Вот самые интересные находки.

«Совершенно секретно. Ф. 5, oп. 14, № 529, д. А-63. 1969 год. Февраль. л. 32. В Польшу для участия в работе международной религиозной организации «Христианской мирной конференции» с контрразведывательными и разведывательными заданиями в составе делегаций РПЦ выехали агенты «Святослав», «Антонов», «Кузнецов»… Август. л. 204… в Англию агенты: «Святослав», Адамант», «Алтарь», «Магистр», «Рощин», «Земногорский» для участия в работе ЦК Всемирного Совета Церквей. Агентуре удалось предотвратить враждебные действия, продвинуть агента «Кузнецова» на руководящую должность в ВСЦ. Октябрь. лл. 281, 282. В Англию в составе делегации РПЦ на заседания исполкома Конференции европейских церквей выезжали агенты: «Дроздов», «Пересвет». От агентов получены данные на интересующих органы КГБ лиц и деятельность этой организации.

Ф. 5, oп. 17, N 602, д. Г-1172, т. 1. 1970 год, август. л. 292. За подписью руководства КГБ при СМ СССР издана ориентировка N 48 С от 28. 07. 1970 г. «Об использовании органами КГБ возможностей Русской православной церкви в контрразведывательных мероприятиях внутри страны и за рубежом». (…) 1977 год, февраль. За границу выведены… в Индию — агенты «Адамант», «Антонов». …через ведущую агентуру КГБ «Аббата», «Антонова», «Кузнецова» и других по религиозным каналам осуществлен комплекс акций по воздействию на общественно-политические круги западноевропейских стран.

В настоящее время по стране… отбывают наказание 229 церковников и сектантов (в 1981 г. было 220). Кроме того, 18 человек находится ссылке (в 1981 г. — 24). Органами КГБ на враждебных элементов из этой категории граждан велось свыше 2500 дел оперативного учета (в 1981 г. — 2225). …За период 1982 г. проведено 1809 встреч (с агентами), получено 704 сообщения. Для работы с агентурой используется 13 явочных и 2 конспиративных квартиры. Зам. начальника 4 отдела 5 Управления КГБ полковник Н. Н. Романов.

1983 год. л. 257. В Москве состоялось заседание рабочего комитета ХМК (Христианской мирной конференции — А.Я.) …для участия в работе заседания было направлено 9 агентов КГБ, в т. ч. «Антонов», «Островский», «Кузнецов» и «Вадим». (…) Июль. л. 191. В Ванкувер (Канада) на 6-ю генеральную ассамблею ВСЦ в составе религиозной делегации СССР направлено 47 агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала.

1985 год, май. л. 48. В ВНР на заседание рабочего комитета ХМК направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров»… (…) л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР: — о поощрении агента «Адаманта».

Интересно, что подобная практика работы РПЦ в связке с КГБ в полном объеме продолжалась и при горбачевской перестройке, когда начались послабления для верующих, а кое-где — и возвращение храмов общинам.

«1987 год. Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент «Адамант» из числа иерархов РПЦ. …февраль. л. 209. Подготовлен приказ председателя КГБ СССР о награждении агента «Дроздова» Почетной грамотой. (…) Справка о результатах работы 4-го отдела за август 1989 г. Наиболее важными были поездки:. агентов «Антонова», «Островского», «Адаманта» в Италию для переговоров с Папой Римским»

В отчете депутатской комиссии приводятся также факты преследования церковными агентами КГБ не угодивших властям священников, их доносы в «органы» или через Совет по делам религий при Совмине СССР, подробности, включая факсимильные документы, об успешной вербовке и даже характеристики на некоторых высокопоставленных агентов. Однако к картотеке настоящих имен завербованных депутаты допущены не были. Как говорил позже в одном из интервью отец Глеб, «нашу комиссию распустили именно потому, что патриарх Алексий II пришел к спикеру Руслану Хасбулатову и добился прекращения нашей работы еще до того, как она исчерпала свои возможности… К сожалению, вместо раскаяния и очищения своей деятельности от сотрудничества с Лубянкой руководство РПЦ решило оставить все, как есть. И преемник патриарха Алексия II идет по тому же пути».

И все же общественниками и экспертами был проведен тщательный анализ «всплывших» документов для определения конкретных лиц (рука не поднимается написать «священников»), стоящих за кличками агентов. Сами же чекисты хранят глубокое молчание («своих не сдаем»). Неизвестны и результаты работы комиссии, созданной на архиерейском Соборе РПЦ в 1992 г. для расследования обвинений священнослужителей в связях с КГБ. Но вот, что прямо писал в открытом письме патриарху Алексию II (Ридигеру) гонимый церковью отец Глеб (Якунин): «Сопоставление биографических данных А.М.Ридигера со служебной биографией агента «Дроздова» дает веские основания полагать, что речь в них идет об одном и том же лице». (И такой вывод сделает любой, ознакомившись с рассекреченным отчетом «Об агентурно-аппаратной работе 4-го отдела КГБ при Совмине Эстонской ССР за 1958 год», в котором подробно описывается вербовка агента «Дроздова».)

На основании сопоставления заграничных поездок агента «Михайлова» и владыки Кирилла, среди журналистов (в частности, исследование Андрея Мальгина) и религиозных деятелей (например, о. Георгия (Эдельштейна) в открытом письме Путину в 2003 г.) сложилось мнение, что патриарх Кирилл и агент «Михайлов» — одно и то же лицо. В частности, архиепископ (ныне митрополит) Виленский и Литовский Хризостом откровенно заявил на архиерейском Соборе РПЦ в 1992 г.: «У нас в Церкви есть настоящие кагэбэшники, сделавшие головокружительную карьеру; например, воронежский митрополит Мефодий. Он офицер КГБ, атеист, человек порочный, навязанный кагэбэшниками». (К слову, Хризостом, кажется, единственный архиерей РПЦ, публично признавший, что был завербован КГБ и сотрудничал с «конторой» под кличкой «Реставратор».)

В письме о. Георгия в адрес Путина отмечено: «В официальном документе парламента России, распространенном в марте 1992 г., говорится: «По линии ОВЦС (Отдела внешних церковных связей — А.Я.) выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками «Святослав», «Адамант», «Михайлов», «Топаз», «Нестерович», «Кузнецов», «Огнев», «Есауленко» и др. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного отдела от государства и его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих». Заместителем председателя ОВЦС в 1978 г. был назначен архиепископ Кирилл, проработал до 1983-го, затем, в 1989-м, вернулся его главой.

В декабре 1991 г. журналист Александр Нежный передал мне (тогда народному депутату СССР) журнал «Огонек» № 48 и гранки 49-го со своей знаменитой статьей «Его Блаженство без митры и жезла», в которой в скандальных подробностях описана «жизнь и деятельность» митрополита Киевского и Галицкого, предстоятеля УПЦ Филарета (Михаила Антоновича Денисенко). К журналу были приложены фотографии Раисы Горбачевой в окружении украинских священников и «сестры» Филарета, принимающих ее в феврале 1989 г. в Киево-Печерской Лавре. Статья поражала воображение — ее перепечатали на Украине едва ли не все независимые СМИ.

В публикации Филарету был выставлен немалый счет: «Разве не он многократно и неустанно… заявлял, что церковь в Советском Союзе процветает, что никаких гонений за религиозные убеждения никогда у нас не бывало… Разве не он… всегда старался направить православный народ вслед за коммунистической партией и ее вождями? Разве не он отечески учил свою паству голосовать за представителей партийно-хозяйственного актива, чтобы, не дай Господи, не прорвались к власти бандиты-руховцы? Разве не он традиционно выпрямлял всяческие национальные искривления — вроде попыток отдельных неразумных священников проповедовать среди украинского народа на украинском языке?!»

И на каждый из вопросов в статье — убийственные факты. «Он, Филарет, — говорит в статье архимандрит Пимен, — и Лавру закрывал, и семинарию закрывал в 1961-м. (…) А когда на Украине Рух начался, Филарет нас специально созвал: вы с руховцами никакого дела не имейте. Это бандиты, это провокаторы». Автокефальную церковь называл «петлюровской», ее предстоятеля Скрипника — «лжепатриотом».

Уже тогда Константин Харчев, бывший председатель Совета по делам религии при Совмине СССР так охарактеризовал Его блаженство Филарета: «Прекрасный был исполнитель. (…) Все сводилось, разумеется, к защите и пропаганде партийной позиции. …нет никакого давления на церковь, церковь у нас живет свободно — то есть, простите, бред сивой кобылы. (…) Был ли киевский митрополит (Филарет) связан с КГБ? Был, я полагаю».

Уже в следующей статье «Третье имя» в январе 1992-го Александр Нежный цитирует архивы спецслужбы и заключает: «Агент КГБ «Антонов» в официальной церковной хронике предстает митрополитом Филаретом (Денисенко). Это один и тот же человек, но с двумя лицами, двойник и перевертыш».

Впрочем, в январе 2012 г. сам Филарет, понимая, видимо, всю тщетность отпирательств, заявил украинскому изданию Weekly, что с КГБ были связаны «все без исключения» архиереи: «В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. (…) Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ». При этом, уверяет он, спецслужбы относились к нему осторожно и «попытки склонить его к сотрудничеству ни к чему не приводили». Даже неловко за такое откровенное вранье теперь уже «святейшего» на Украине «патриарха» старого московского разлива в новой стамбульской упаковке под многолетней гэбэшной кликухой «Антонов».

Недавно в США в газете «Русская мысль» вышла статья американского историка Анатолия Шмелева «Осень патриархов: о церковных распрях на Украине». В ней есть важная мысль, отражающая соль проблемы: «Для рядового православного мирянина на Украине трагедия длящегося более четверти века церковного раскола в том, что куда ни глянь — в сторону ли патриарха Кирилла или в сторону патриарха Филарета, — взгляд останавливается на чекисте в рясе».

Алла Ярошинская

P. S. Спустя несколько часов после публикации на ФБ-странице протоиерея Павла Линника новости о захвате храма УПЦ (МП) в селе Ворсовка Малинского района Житомирской области она была удалена вместе с обсуждением паствы о предстоятелях-агентах КГБ. Видимо, от греха подальше. Однако информация об этом захвате сохранилась на других ресурсах Сети.