Posted 27 февраля 2019,, 09:00

Published 27 февраля 2019,, 09:00

Modified 31 января, 22:11

Updated 31 января, 22:11

Отягощенные стяжательством и страхом

27 февраля 2019, 09:00
Сергей Лесков
Почти эротическое наслаждение от дисциплины и мистический ужас перед своеволием — родовые черты российского государства.

Мсье Журден всю жизнь говорил прозой, но не подозревал этого. Точно так любая программа, которую сочинили чиновники, скрывает их диагноз. На прошлой неделе было оглашено послание президента РФ Федеральному собранию, которое породило множество толкований. А на этой неделе стали известны важные подробности того, как будут исполняться предначертания президента. Пазл сложился.

Президент США Дональд Трамп в своей эпической и многогранной деятельности более всего гордится созданием рабочих мест и возрождением промышленности. Именно на эту цель направлены его скандальные демарши по разрыву международных соглашений и возведению приграничной стены. Президент России Владимир Путин, в отличие от Трампа, не является экстравертом, но можно предположить, что он придает огромное значение строгому и неусыпному регламенту управления страной, учету всех умонастроений и контролю за каждой копеечкой.

И, конечно, президент обращался не к Федеральному собранию. Достаточно посмотреть на лица в Гостином дворе, отягощенные стяжательством и страхом. О бедности с этими людьми можно говорить с тем же успехом, что о гравитационных волнах. Это послание Urbi et Orbi — Городу и миру.

Президент развернул широкую социальную программу поддержки тех слоев, которые принято называть бедными. Такие люди есть в каждой стране. Даже в СССР бедных было достаточно. И это нормально, что государство заботится о неимущих и страждущих. Но эта забота может быть реализована исходя из разных стратегий. Важно, что эта забота не благодеяние, а естественная функция государства, хотя толкователи послания из верноподданнических чувств забывают об этом.

Причисленный к лику святых митрополит Московский и Коломенский Филарет, который за русский перевод Библии в XIX веке был избран академиком, говорил: «Государство — это семейство семей. Семья древнее государства. И по отношению к жизни государственной семейная жизнь есть корень дерева». Иными словами, если государство не помогает бедным семьям, оно утрачивает свое предназначение, которое не менее важно, чем борьба с внешним неприятелем и истребление татей и лиходеев на внутренних просторах.

Однако если просто раздать деньги бедным, очень скоро они опять станут бедными. По собственному опыту мы знаем, что экономика по рецепту Шарикова «взять и поделить» ведет к разрухе. Не случайно, по типажу Полиграф Полиграфыч скорее мизантроп, чем филантроп. Правильно не рыбу бедным раздавать, а дать им удочку и научить рыбачить. Для победы над бедностью необходим подъем экономики, свобода инноваций и конкуренция идей, формирование среднего класса. Но это требует структурных реформ и политических изменений, которые грозят подорвать сложившуюся систему учета и контроля.

Символично, что раздача бедным хлебов совпала с арестом инвестора-русофила Майкла Калви, который создавал рабочие места. Дотации и списывание долгов питает патерналистские настроения и укрепляет зависимость населения от государства. Садоводу Мичурину приписывают такие слова: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». От загубленной природы милостей мы не получим, но на государство по-прежнему молимся.

Президент предупредил чиновников, что скептикам «к снаряду лучше не подходить». На этой неделе стала известна методика, по которой Кремль будет подхлестывать губернаторов, дабы длинный состав из «майских указов» и 12 нацпроектов год от года набирал ход. Рейтинг из 16 ключевых параметров — число высокопроизводительных рабочих мест, производительность труда, зарплата, инвестиции, бедность, прирост населения, качество окружающей среды, уровень образованности, продолжительность жизни, улучшение жилищных условий, состояние автомобильных дорог. А также уровень доверия власти. Естественно, местной, не федеральной.

Для каждого региона — свои нормативы. Малый и средний бизнес, а также наукоемкое производство быстрее всего должны расти в Москве, что нормально для крупной агломерации. Рост производительности труда рекордно, это тоже понятно, подскочит на Северном Кавказе, где этот показатель лежит на дне. Федеральные инвестиции будут зависеть от успешности региона. Не исключено, в КоАП будут внесены штрафы для неудачливых губернаторов. Как у Брюсова в стихотворении «Работа» из сборника «Urbi et Orbi»: «Здравствуй, тяжкая работа, плуг, лопата и кирка! Освежают капли пота, ноет сладостно рука!»

Что главное в реформе? Главное — Госплан, строгий учет и контроль со стороны государства. Ни шагу в сторону. Строевой бег в заданном направлении, с федеральными датчиками и равнением на Кремль. График и режим на каждом шагу — от раздачи милостыни до роста экономики. А как вы хотели? Иначе наше государство будет чувствовать себя осиротелым и ненужным.

Кстати, откуда деньги на щедрые дотации, о которых речь в послании? Как сообщил Минфин, только одно увеличение НДС до 20% дало казне 650 миллиардов рублей. Обещанная раздача хлебов обойдется казне в 120 миллиардов рублей. То есть сначала государство, увеличив налоги, собрало деньги с населения, а потом благодетельно раздало малую часть страждущим, которые должны пролить от умиления слезы.

Экономическая стратегия государства сводится к тому, чтобы поборами и тарифами аккумулировать громадные средства в своих руках, а затем направить по широким каналам национальных проектов. Такой подход говорит о тотальном недоверии власти к гражданам и региональным элитам. Стратегия предполагает, что в России субъектна только верховная власть, общество аморфно, не способно своим умом создать ничего путного. Русская власть самовлюбленно говорит про себя, что она единственный европеец в России. А народ — непутевый ребенок…

Справедливости ради надо сказать, что в послании есть пассаж о необходимости расширения практики «социального контракта», когда государство помогает человеку встать на ноги, получить квалификацию, обзавестись делом и прокормить семью. Но пока это благие намерения. И очень похоже на поддержку фермеров, которая на практике из-за административного контроля часто оказывается форменным издевательством над человеком.

Почти эротическое наслаждение от дисциплины и мистический ужас перед своеволием — родовые черты российского государства. Некоторые считают, что это будет долгое государство. А вот у Брюсова иначе: «Я распахнул тяжелый полог и потонул в палящем дне»…

Сергей Лесков