Все мы друг другу незнакомцы?

С помощью телефона можно разрушить жизнь — чужую или свою. Об этом сегодня знает каждый, и всем интересно посмотреть, как такое происходит у других.


© Стоп-кадр из фильма «Громкая связь»

К ремейкам и адаптациям известных зарубежных фильмов у российской аудитории отношение неоднозначное. Однако «Квартет И» решил рискнуть, отказавшись от эксплуатации старых образов и создав нечто для себя принципиально новое.

Фильм «Громкая связь» снят на основе комедийной драмы итальянского режиссера Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы» (2016 год). Провокационная история о том, сколько шокирующих открытий может выдать обычный телефон, добилась успеха не только в Италии (картина получила Национальную кинопремию в двух номинациях), но и по всему миру. Она была отмечена на нескольких международных кинофестивалях, но главное свидетельство ее жизненности и актуальности — множество ремейков, созданных в разных странах. Теперь к этой тенденции присоединилась и Россия.

Режиссером проекта стал Алексей Нужный, а участники «Квартета И» выступили в качестве актеров, сценаристов и продюсеров. В конце прошлого года они презентовали «Громкую связь» на VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге, показав часть фильма не только публике, но и Паоло Дженовезе. По мнению создателей российской версии, она отличается от оригинальной тем, что смешные и драматичные моменты в ней выписаны более ярко. Насколько эта задумка удалась, решать зрителям.

К сожалению, пока многие из них в «критических» отзывах пишут лишь про «наглый плагиат», наводя на мысль, что они либо не досмотрели фильм до конца, либо вообще судят о нем по чужим отзывам. Хотелось бы также снизить градус в риторике о безусловной беспомощности отечественного кино по сравнению с западным — ведь это порождает у кинодеятелей отсутствие желания развиваться.

Между тем, в фильме есть моменты, которые достойны конструктивного обсуждения. Самый интересный из них — это фабула. События разворачиваются вокруг необычной игры, которую хозяйка дома предлагает своим гостям. Суть в том, чтобы выложить на стол телефоны, разговаривать по громкой связи и читать вслух входящие SMS. В доме собрались три пары и один мужчина без спутницы — все они после недолгих колебаний соглашаются принять участие в этом странном развлечении.

В итоге жизнь каждого героя предстает такой, какая она есть на самом деле, а не втиснутой в рамки общественных установок, согласно которым семья должна выглядеть счастливой, дети — любить и слушаться родителей, старшее поколение — пользоваться уважением и благодарностью, а мужская дружба — быть незыблемой.

И речь не только о внезапно прилетающих шаблонных «котиках», по которым кто-то «очень скучает», или фривольных фотографиях. Оказывается, достаточно пустячного сообщения из рекламной рассылки, чтобы близкий человек пришел к неутешительным для себя выводам. Но подвох кроется в том, что он ничего бы не понял, если бы давно не ощущал напряженность, не догадывался, что отношения и чувства подходят к опасной черте. Просто не хотел признаваться себе, а уж тем более — другим. Поэтому поговорка «Не будите спящую собаку», которую вспоминают в связи с фильмом, — вовсе не о том, что не следует разрушать семью и многолетнюю дружбу. В данном случае она показывает, как больно признать, что ты сам жил ненастоящей жизнью.

Наверняка большинство зрителей найдут в «Громкой связи» что-то болезненное для себя. Раздрай в отношениях матери с подрастающей дочерью, отчаяние от того, что непререкаемый авторитет ускользает, «холодная война» невестки и свекрови, женские комплексы из-за возраста и увядания…

В предыдущих фильмах «Квартета И» был показан собирательный образ современного российского мужчины, его взглядов и мыслей. В «Громкой связи» эта тема получает продолжение в контексте внезапно открывшейся нетрадиционной ориентации одного из игроков. Разговор о дружбе стремительно перетекает в горячую полемику о толерантности. Однако на общем фоне этот эпизод выглядит слегка инородным.

Главной неудачей российского фильма можно назвать концовку, которая отличается от итальянского оригинала. Есть версия, что это была попытка угодить зрителям в День влюбленных, когда «Громкая связь» вышла в прокат. Однако закономерный финал порадовал бы толковую публику гораздо больше, чем неожиданный, но нелепый. Авторы выбрали единственный способ, каким можно было избежать разрушения привычной жизни героев. Но, увы, именно такой прием в кино давно считается признаком очень дурного вкуса.

Плюсом, несомненно, стоит назвать игру актеров, которые отнеслись к своей задаче с явным энтузиазмом. Мария Миронова выглядит слегка замороженной, но в трио с Ириной Горбачевой и Анастасией Уколовой органично показывает одну из граней душевной запущенности многих женщин. «Квартет И» в новом амплуа играет так, что не возникает никаких ассоциаций с рефлексирующими шутниками Лешей, Славой, Сашей и Камилем. Налет грусти был и в их прошлых работах, но здесь они с полной серьезностью обращаются к «взрослой» теме, без игривых отсылок к тому, что все мы в душе остаемся детьми.

В фильме ставятся вопросы, от которых не получится отвертеться «по-детски». Но такого спасительного поворота, как в его финале, жизнь не предоставит.

Людмила Семенова