Posted 12 апреля 2019,, 21:01

Published 12 апреля 2019,, 21:01

Modified 31 января, 22:34

Updated 31 января, 22:34

Украина, камо грядеши?

12 апреля 2019, 21:01
Алла Ярошинская
Первый тур выборов показал: пять лет «огнем и мечом» насаждаемые по всей стране западноукраинские идеалы оказались неэффективными — всюду, включая Киев.

«Любая кухарка может управлять государством» — цитируют Владимира Ильича Ленина сторонники Владимира Александровича Зеленского, парируя этим жалобы оппонентов на неопытность шоумена, кандидата в президенты Украины. Однако если быть точным, то Ленин никогда так не говорил. В своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (октябрь, 1917 г.) он писал иное: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством» (Полное собрание сочинений, том 34, страница 315.) А ситуация в Киеве разворачивается (для многих — неожиданно) так, что, судя по последним социологическим опросам, именно «кухару» (повару) большинство украинских избирателей готовы доверить «сейчас же вступить в управление государством», то есть свои дальнейшие жизнь и судьбу.

Однако речь сейчас идет уже не только о тотальной коррупции, а также о бедности, в которую за пятилетку революционная власть окунула с головой все население страны и обещает еще и дальше покращувати (улучшать) жизнь сограждан (ожидаются новые повышения цен и тарифов), но о жизнеспособности страны, то есть самой государственности. Первый тур выборов президента показал то, что и так было ясно: единая Украина закончилась на Майдане. Закончилась чудовищными жертвами — «небесной сотней», потерями значительной части территорий — Крыма и Донбасса, по сути, гражданской войной. Все это — результат немедленного каткового и безбашенного внедрения идеологии «cвідомого» (сознательного) украинства, раздела граждан на «чистых» и «нечистых». Однако похоже, что, ломая об идеологическое колено восточную Украину, через пять лет беспрецедентных усилий власть сломала о нее не только свои зубы. А самонадеянно поставила под угрозу уже и само существование страны. Только слепому не видно, что не могут быть героями Украины на ее востоке Бандера и Шухевич с его СС «Галичина», ОУН-УПА (запрещенные в РФ организации — «Росбалт») разных оттенков и с разными предводителями. Это там — чужеродные тела, которые всегда отторгались.

Интересно, что первый тур выборов показал: пять лет «огнем и мечом» насаждаемые по всей стране западноукраинские идеалы и идеология «бандеровщины» оказались неэффективными — всюду, включая Киев. Большинство, «курившее бамбук» в сторонке, предъявило властям (с большим удовольствием и даже где-то злорадством) свое неприятие, разочарование в том курсе, который привел большую европейскую страну, ее людей практически к экономической и социальной пропасти. Показательно: майданные лидеры проиграли не Черчиллю и не Рузвельту, — что было бы понятно. Они проиграли и проигрывают обычному шоу-артисту. Видимо, народ рассуждал по украинской пословице: «Нехай гірше, аби інше» («Пусть хуже, но зато что-то другое»). Это притом что в выборах не принимали участие украинцы-гастарбайтеры в России, люди из ЛНР и ДНР, а также — из Крыма. Если бы это случилось (и Крым оставался бы украинским), то во втором туре, возможно, необходимости и вовсе не было бы. Впрочем, оплеуха от пересічного (рядового) украинца и так оказалась смачной и звонкой — на весь мир.

Еще до выборов, в прошлом году, и уже в нынешем, почти накануне президентской гонки, многие политологи, эксперты и журналисты — украинские, не российские — ставили стране смертельный диагноз: распад Украины неизбежен. Самые резонансные интервью (в разных изданиях и на телеканале NewsOne) прозвучали из уст известного на Украине журналиста и политика Дмитрия Гордона: «Майдан, после которого части территории нет, погибло больше десяти тысяч человек, экономика в запустении, коррупция жесточайшая, удручающая. Это главные минусы. Отсутствие веры в перспективу у подавляющего большинства людей и, как следствие, массовый отъезд людей в другие страны. Я больше скажу, я это знаю, я это чувствую — если президентские выборы пройдут не так, как надо для украинцев, мы недосчитаемся тут еще миллионов людей. (…) И я всегда предостерегаю в последнее время, что мы вот-вот уже на пороге того, что Украины может не быть».

На телеканале «112» журналист высказался еще определеннее: «Я хочу, чтобы все это понимали. Украина находится на грани распада как государство». И если к власти не придет «человек, который может спасти страну от распада», то мы (Украина) «окажемся неизвестно в чем (…) Может, государство наше будет называться Киевская область. Не исключено», — пессимистически заключил Дмитрий Гордон.

Стращал людей в телеэфире перед началом предвыборной кампании и бывший министр обороны, кандидат в президенты Анатолий Гриценко: «Мы можем исчезнуть с карты от массовой коррупции и разочарования. Люди все выедут, а Украина как территория останется». Только вот вопрос — останется ли Украина как территория? С ним не согласен депутат Верховной Рады Нестор Шуфрич из «Оппозиционного блока»: «Я боюсь, что кризис во власти спровоцирует такие решения, которые просто разорвут нашу страну в клочья», — говорил он в эфире канала NewsOne.

«В следующие десять лет наша судьба будет незавидная. Может, мы рассыплемся, может, будем дальше существовать, как Босния и Герцеговина, — прогнозировал за три месяца до выборов известный украинский политолог Юрий Романенко в эфире интернет-канала „Politeka“. — Такая плохо управляемая, вонючая клоака, из которой бегут люди, которую используют как донора для того, чтобы забирать ресурсы, рабочую силу и все остальное».

Ясно, что «друзья» Украины, которой в свое время по пакту Молотова-Риббентропа привалило часть их территорий, уже давно облизываются, глядя на этот «пирог» наготове с вилками и ножами, перманентно клянясь при этом в любви и дружбе. Речь идет о Венгрии, Румынии и Польше.

Наверняка подобных апокалиптических сценариев можно избежать, если после перезагрузки власти к ней придет понимание того, о чем еще в 1991 г. в своей программе кандидата на должность президента Украины писал Вячеслав Чорновил: провести федерализацию Украины. Тогда каждый регион определится со своими героями, религией, праздниками, победами и поражениями. Никто не будет навязывать никому свою идеологию и свой мир. И объединять восток, центр и запад страны станет экономика, технологии, производство, а не пещерное для 21 века мышление, в основе которого лежит тезис «нація понад усе» («нация превыше всего»). На карте мира подобных стран немало — взять хотя бы Швейцарию. Она вообще — конфедерация с четырьмя языками. Не говоря уже про Штаты.

Впрочем, может оказаться и так, что время для подобной децентрализации Украины в ее границах уже ушло. (Чорновил говорил об этом почти 30 лет назад!) И Донбасс, например, посчитав убитых и искалеченных (и не надо лукавить, что украинские военные там вовсе не при чем), может и не прийти обратно — даже как федеральный субъект. А Западная Украина, получив в президенты «не того», тоже может развернуться — то ли к ЗУНРу (существовала же несколько месяцев Западноукраинская Народная Республика сто лет назад), то ли ее развернут, как пророчат украинские (и не только) политики, на три стороны — в Польшу, Венгрию и Румынию. Впрочем, там уже особо и разворачивать нечего — почти все уехали на заработки к соседям. В Закарпатье, например, Венгрия де-факто уже чувствует себя хозяином своих этнических территорий. Одно время даже министра специального по ним назначала.

Что же будет в таком случае? Судьбу своей страны обсуждают и рядовые украинцы. Вот в социальной сети один из футуристических прогнозов по теме от выпускника Калушского химико-технологического техникума (Ивано-Франковская область) Анатолия Кизлюка: «На карте мира появятся новые демократические республики — Новороссия, Малороссия, Центральная Украина и Южная Украина, а также Галиция под протекторатом Польши. Закарпатье отойдет Венгрии, Буковина — Румынии. (…) Поскольку правопреемницей бывшей Украины станет Центральная Украина со столицей в Киеве, то на нее повесят все те долги, которые разворовал украинский олигархический режим и которые он пытался погасить за счет повышения цены на газ и коммунальные услуги для простых украинцев. Свободные от олигархов республики станут жить в мире и согласии, улицу Бандеры переименуют в Московский проспект, а во Львове памятник Бандере снесут и на его месте установят памятник Пилсудскому». Украина, камо грядеши?

Алла Ярошинская