Posted 19 апреля 2019,, 18:26

Published 19 апреля 2019,, 18:26

Modified 31 января, 22:37

Updated 31 января, 22:37

Нет успехов? Можем нарисовать

19 апреля 2019, 18:26
Сергей Шелин
Уточненные итоги 2018-го и первые плоды 2019-го не дают никаких поводов для хвастовства. Но волна бахвальства поднимается все выше.

Последние несколько дней стали по совпадению временем официального прощания с ушедшим годом и старта начальственных размышлений над тем, чего ждать в нынешнем. Премьер Медведев доложил думским депутатам «о результатах работы в 2018 году». Росстат отрапортовал о первом квартале 2019-го, а Министерство экономразвития поделилось своими мыслями о том, как у нас в эти месяцы идут дела.

Приятно видеть, что наше руководство не унывает: чем меньше успехов, тем оно бодрее. Злопыхатель сказал бы, что такой оптимизм приобретает немножко гротескные формы. Но мы если уж беремся что-то критиковать, то делаем это конструктивно и в предельно необидных формах.

Возьмем, к примеру, способ, выбранный Дмитрием Медведевым для изложения прошлогодних итогов: «Задачи 2018 года, безусловно, особенные — по масштабу и глубине преобразований, которые нам предстоит совершить. И что у нас для этого есть? У нас есть девять национальных целей развития, которые президент поставил в своем майском указе. У нас есть 12 национальных проектов…»

В сущности, отлично сказано. То, что о 2018-м говорится так, будто он еще впереди, только кажется неувязкой. Замена отчета раздумиями философского характера и мечтаниями о будущем очень удобна, когда не хочется говорить о неприятном.

«Еще несколько десятилетий назад получение любой квартиры, многие это помнят, было абсолютно запредельным счастьем, которое затмевало все остальное. Но сейчас людям важно не только в каком доме они живут. Выходя из подъезда, каждый хочет видеть красивый зеленый двор, иметь удобный подъезд, выезд. И конечно, чтобы были рядом магазины, поликлиники, школы и детские сады…»

Надо сказать, что «несколько десятилетий назад», примерно тогда, когда премьер был маленьким, застройка советских городов производилась микрорайонами. В СССР, как сообщает общедоступный справочник, «непременными атрибутами микрорайона были следующие учреждения культурно-бытового обслуживания: детские сады, школы, столовые, магазины…»

Конечно, мы не станем к этому придираться. Тем более что во время рассказа о нынешнем нашем жилищном строительстве глава кабинета провозгласил подлинную статистическую революцию: «Было введено в эксплуатацию (в 2018-м — С. Ш.) свыше 1 млн квартир. Это 75,7 млн кв. м. Введено также (на это надо обращать внимание, потому что из статистики это иногда исчезает, мы считаем только квартиры) 230 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 32 млн кв. м…»

По-моему, эти слова трудно понять иначе, чем указание на то, что общая площадь построенного жилья составила в прошлом году 117,7 млн кв. м (75,7 + 32). Иначе говоря, предписание майского указа (довести в 2024-м сдачу жилья до 120 млн кв. м), в сущности, уже выполнено.

Обратимся, однако, к Росстату — и выясним: из статистики «исчезает» не все, что кому-то хотелось бы. Откроем документ под названием «Аналитическая записка „О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2017 г (обновлено 21.06.2018 г.)“». И что мы видим? Таблицу, в которой приведена величина «общей площади жилых помещений», введенных в 2017-м (79,2 млн кв. м), и там же в отдельном столбце: «из общего объема — введено индивидуальными застройщиками»: 33 млн кв. м, или, как указано в этой же таблице 41,6% «от общего ввода жилья».

То есть, если мы поверим госстатистике, то, во-первых, дома, возведенные индивидуальными застройщиками, — это лишь составная часть всего сооруженного в стране жилья, а во-вторых, в 2018-м по сравнению с 2017-м уменьшился ввод как жилья в целом (с 79,2 до 75,7 млн кв. м), так, в том числе, и жилья индивидуального (с 33 до 32 млн кв. м).

Не спрашивайте, как из этого казуса будут выходить статистическое ведомство и высокопоставленный докладчик. Подозреваю, что никак. Просто замнут.

В любом случае на этом ярком фоне другие успехи, изложенные Медведевым, как-то тускнеют. Не во всем достигнут тот полет воображения, который нужен. Вот, скажем, признание наличия 19 млн бедняков, перечисление несметного множества новейших благодеяний, льгот и госрасходов, нацеленных на уменьшение их проблем, и вывод, что в результате число бедных сократилось всего лишь на 0,4 млн.

Тут явно какая-то погрешность методики счета. Ее (методику) просто надо как следует исправить, и бедность в нашей стране навсегда уйдет в прошлое.

Впрочем, не будем преувеличивать простоту статистических манипуляций. Уж сколько ругали Росстат за нежелание увидеть рост уровня жизни народа, такой очевидный высшему нашему начальству. Чуть ли не душили этих бестолковых статистиков в прямом эфире. Статведомство одумалось, переделало свою методику и выявило в 2018-м пусть и микроскопический (на 0,1%), но рост «реальных располагаемых доходов населения» взамен вычисленного им же до этого небольшого спада.

Однако настал 2019-й, и новая методика тоже оказалась не на высоте: упомянутые реальные доходы в первом квартале нынешнего года снизились на 2,3% по сравнению с январем — мартом 2018-го (и на 0,9% по сравнению с первым кварталом 2017-го). Да и в целом отыскание успехов стало в нынешнем году еще более хлопотным занятием, чем в прошлом.

Впрочем, ничего страшного в этом нет. Вот свежайший доклад Министерства экономического развития, адресованный, в отличие от медведевского, не широким массам депутатов и телезрителей, а высшему руководству. Поэтому стилистика не романтическая, а деловая, но зато интонации, кажется, еще бодрее. Видимо, это стандарт, соблюдение которого является обязательным.

Вы только прочувствуйте эти подтексты («ни одного печального сюрприза, как мы говорили, так все и идет»): «Рост ВВП в 1 квартале 2019-го ожидаемо замедлился до 0,8% (год к году)… Рост промышленного производства замедлился в марте до 1,2% (год к году)… Объем строительных работ третий месяц подряд демонстрирует околонулевую динамику в годовом выражении… Замедление роста (реальных заработных плат — С.Ш.) связано как с ускорением инфляции, так и с нормализацией внутригодовой динамики номинальных заработных плат…»

Экономика еще сильнее тормозит? Да, тормозит — и это приятно видеть, ведь сбылись наши прогнозы. Зарплаты не растут? Так это же нормализация! В том смысле, что в начале прошлого года к выборам спешно выполняли майские указы, а вот сейчас ненормальностей нет. Эта аналитика полна скрытого юмора, надо лишь читать внимательно.

Люди, стоящие у руля, всегда в хорошем настроении, что бы ни происходило. Так и видишь этот обмен широкими улыбками.

Сергей Шелин