Posted 24 мая 2019,, 21:03

Published 24 мая 2019,, 21:03

Modified 31 января, 22:53

Updated 31 января, 22:53

Фейки не отменяют журналистику

24 мая 2019, 21:03
Александр Желенин
Человечество с самого начала своей истории живет в двух ипостасях — физической и виртуальной, которую оно конструирует само для себя.

В Высшей школе экономике состоялась примечательная дискуссия под названием «Как формируются и разворачиваются фальсифицированные сюжеты в современных медиа?» То есть о том, что сейчас принято называть фейками. Несмотря на предельную конкретику заявленной темы, обсуждение периодически выходило далеко за ее рамки и само по себе наводило на некоторые выводы и обобщения.

Проблема фейковых новостей и, шире, фейковой информации, естественно, не нова. Один из участников дискуссии, директор по связям со СМИ РОСНАНО Константин Михайлец в связи с этим сослался на мнение историка Игоря Данилевского, сказав, что, например, составить представление о событиях прошлого по летописям невозможно, «потому что их авторы никогда такой цели и не ставили, интерпретируя определенные события для определенного круга людей».

Действительно, тому, что мы сегодня называем «фейковыми новостями» многие сотни, а то и тысячи лет. Например, известно, что Чингисхан, подготавливая вторжение в ту или иную страну, засылал на ее территорию своих лазутчиков, которые не только собирали нужную ему информацию, но и распространяли ложные слухи, сеяли панические настроения и натравливали друг на друга местных властителей. В общем, говоря сегодняшним языком, распространял фейки. Что-то напоминает, не правда ли?..

Проблему фейковой информации можно увидеть и в более ранние эпохи. В какой-то мере ее существование можно объяснить тем, что человечество с самого начала своей истории жило как бы в двух ипостасях — настоящей, в которой проходило его видимое физическое существование, и виртуальной, которую оно конструировало само для себя.

Если мы примем за первый известный нам тип виртуальной реальности религию, веру людей в потусторонние силы, то последняя возникла, видимо, еще в палеолите. Некоторые исследователи полагают, что зачатки религиозных верований были уже у неандертальцев, что подтверждается, например, тем, что они укладывали своих покойников лицом к востоку. Однако когда вместе с разделением на правящие и низшие классы возникла цивилизация, первые начали конструировать виртуальную реальность для вторых уже вполне целенаправленно.

Специфика нашего времени отличается от предыдущих эпох тем, что в прошлом, в том числе и недавнем — до интернета и социальных сетей, создание виртуальной реальности было достаточно строго регламентировано либо государством, либо владельцами СМИ. Именно они были производителями большей части как реальной, так и фейковой информации, которую потреблял мир. Сегодня же источником и той и другой информации может стать практически любой человек, имеющий аккаунт в социальной сети.

По мнению социолога, руководителя ЦСП «Платформа» Алексея Фирсова, в наше время создалась беспрецедентная ситуация, когда «доступ любого человека к неограниченному объему публичного пространства сопоставим с аграрной революцией прошлого». В то же время, отмечает он, существующие государственные или корпоративные коммуникационные системы, «все еще находятся в логике прошлого века, с их иерархическими структурами, которые еще не вписались в этот революционный переход».

Он также согласен с тем, что «фейк-ньюс не являются изобретением нашего времени. В ХХ веке колоссальные медийные системы производили ложные новости. И Советский Союз, и гитлеровская Германия, да и другие страны имели аппараты для некой идеологической работы, которые трансформировали реальность». Разница между тем временем и сегодняшним, по мнению эксперта, состоит в том, что в ХХ веке «в культурном слое было заложено, что есть некое истинное положение вещей. Мы его либо транслируем, либо искажаем. То есть некий набор ключевых принципов, которые и являются реальностью». Сегодня, уверен он, «нет точки опоры, от которой мы отталкиваемся — мы сами ее создаем».

По мнению эксперта, происходит откат от истинного, поскольку нет системы отчета, в которой может существовать истина. Условно говоря, нет мировоззрения, с определенной системой координат, основанной на религиозной или идеологической картине мира. Поскольку сегодня мировоззрение рассыпалось, мы все живем в каком-то ситуативном мире. У кого-то, людей из прошлого, оно, может быть, еще и есть, но классический современный человек им уже не обладает. Зато он обладает набором неких моментальных реакций. В одной ситуации он может быть религиозным, в другой — агностиком, в третьей — шаманом.

Дискуссия о фейк-новостях навела еще на такую мысль. Невероятное увеличение источников информации в наше время уже приводит (а в будущем может привести еще больше) к такому распылению «четвертой власти», когда к ней будут приобщены миллионы людей. Являются ли они при этом самостоятельными игроками на информационном поле или наемными работниками в той или иной компании, в данном случае не так принципиально.

То есть, можно сказать, что идея Ленина о том, что научиться управлять государством может даже кухарка, постепенно находит подтверждение в современных медиа. Однако, несмотря на это, мы видим, что самое большое число подписчиков и лайков в социальных сетях продолжают собирать люди неглупые, информированные и владеющие неплохим литературным языком.

Так что утверждения о том, что журналистика умирает, мягко говоря, пока не выдерживает критики. Она становится другой, менее монополизированной — это факт, но массовый запрос на стиль, грамотность, смелость, информированность никуда не исчезает.

Александр Желенин