Posted 27 июня 2019,, 21:01

Published 27 июня 2019,, 21:01

Modified 31 января, 23:11

Updated 31 января, 23:11

Кто победил в ПАСЕ

27 июня 2019, 21:01
Александр Желенин
В Европе возобладали сторонники бесконечного и, скажем прямо, безрезультатного для истинных миротворцев «диалога с Россией».

Будучи оппонентом существующей в России власти я редко с ней соглашаюсь. Но в данном случае вынужден признать то, о чем с восторгом говорят члены российской парламентской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы после восстановления ее прав в этом старейшем европейском институте. Да, это победа. Полная и безоговорочная. Другое дело, победа чего и кого?

Не думаю, что это победа России, как страны или победа российского народа. России, ее народу от этого успеха его власти ни тепло, ни холодно. Впрочем, те, кому греет душу российское телевидение, вероятно уже ощутили очередной прилив энергии. Другое дело, что действие этого энергетика ненадолго. До очередного рывка цен или очередной антисоциальной реформы…

С политологической точки зрения возвращение российской делегации в ПАСЕ в качестве ее полноценного члена правильней было бы назвать победой нынешнего российского государства. Или Кремля. Неважно. Кому как больше нравится. Главное, что власть вновь укрепила свои международные, а значит и внутрироссийские позиции.

Соответственно — это поражение, и довольно серьезное, Украины. Ее делегация, как известно, покинула ПАСЕ. С морально-нравственной точки зрения — это шаг абсолютно верный. С точки зрения реальной политики — проигрышный. Теперь в ПАСЕ будет слышна в основном российская и пророссийская риторика, а украинская — нет. Но что поделать — мораль и политика в большинстве случаев, как известно, редко когда совместимы. Постоянно приходится выбирать либо одно, либо другое.

Российские парламентарии наперебой говорят, что это первый шаг к отмене санкций. Однако если руководствоваться формальными признаками, это не так. В резолюции по поводу восстановления в правах российской делегации четко говорится и про «нелегальную аннексию Крыма», и про участие РФ в событиях на востоке Украины, и про сбитый в 2014 году «Боинг».

С той же, формальной, точки зрения можно утверждать, что в ПАСЕ возобладали сторонники бесконечного и, скажем прямо, безрезультатного для истинных миротворцев в Европе и, уж тем более, для украинцев, «диалога с Россией», в ходе которого она, где силовыми, где коммерческими средствами медленно, но верно продавливает интересы своего правящего класса.

Европейские делегаты, голосовавшие за возвращение всех прав российской делегации, традиционно аргументируют свою позицию тем, что в этом случае российская власть будет более предсказуемой, нежели в том случае, когда она выведена за рамки активной деятельности в ПАСЕ. Строго говоря, довольно странная логика. По той простой причине, что реальной практикой она не подтверждается.

Просто напомню в связи с этим, что когда российское руководство в 2014 году произвело в отношении Украины те действия, которые и сейчас вменяет ей, возвращающая ее в Ассамблею резолюция, РФ была полноправным членом ПАСЕ. Сделал ли тогда этот факт более предсказуемым российское руководство? Очевидно, что вопрос риторический…

Тем не менее, тайные и открытые европейские поклонники сильного российского лидера и его собственная команда парламентариев в ПАСЕ продолжают вести себя как Остап Бендер, когда его разоблачили как мошенника и вышвырнули с о теплохода на берег.

«Я так вижу! Давайте спорить!», — кричал самозваный художник, когда крепкие матросы подталкивали его к выходу. Разница сегодня лишь в том, что за бортом теперь оказался не наш великий комбинатор, а украинская делегация, пытавшаяся все это время разоблачать его и его компанию.

Я к тому, что иногда нужно называть вещи своими именами. Кремль одержал очередную политическую победу на международной арене. Тактика, выражаемая старинной русской поговоркой «стерпится — слюбится», избранная им в отношении присоединения Крыма и всемерной поддержки самопровозглашенных «народных республик» на востоке Украины, в Европе оказалась эффективной. Вот и все.

Дело не только в том, что это первый шаг к отмене западных санкций в отношении Москвы, о чем восторженно говорят российские депутаты. Санкции, в конце концов, дело если не десятое, то явно не первое. Очевидно, что к коллапсу российской экономики они не привели, что они, по преимуществу, персональные или корпоративные, но в любом случае очень выборочные, касающиеся нескольких десятков высших чиновников, силовиков и бизнесменов.

С другой стороны, очевидно и то, что ведущие страны Евросоюза с 2014 года по 2019-й, несмотря ни на какие санкции и резолюции против «российской агрессии» в отношении Украины, не только не уменьшили, но в отдельные годы даже увеличивали закупки главных российских экспортных товаров — нефти, газа и другого сырья, по факту, поддерживая таким образом, существующий в России режим.

Для Владимира Путина и его окружения, придающих чрезмерное значение символическим публичным жестам и заявлениям, санкции оскорбительны самим фактом их введения. Они хотели бы их отмены для того, чтобы чувствовать себя в Европе не париями, а равноправными партнерами. Причем партнерами без всяких кавычек и саркастических интонаций, которые регулярно звучат в их речах.

Восторг, который испытали в Госдуме и Кремле от возвращения российской делегации всех прав в ПАСЕ, объясняется тем, что для них это первый шаг в то будущее, в котором действия, предпринятые ими в 2008 году по отношению к Грузии и в 2014—2015 годах по отношению к Украине, будут окончательно переварены Евросоюзом.

При этом, естественно, абсолютное большинство стран ЕС и остального мира эти действия де-юре не признают, но могут вывести их за скобки и продолжат развивать «взаимовыгодное сотрудничество» с Россией. Благо исторические прецеденты такой политики имеются. Например, США, никогда не признававшие аннексию Советским Союзом в 1940 году Литвы, Латвии и Эстонии, в течение всех послевоенных лет, тем не менее, имели с Москвой дипломатические, экономические и культурные связи.

Такой вариант российскую власть вполне бы устроил. И именно к этому сделан сегодня первый шаг в Европе.

Александр Желенин