Posted 20 июля 2019,, 08:00

Published 20 июля 2019,, 08:00

Modified 31 января, 23:21

Updated 31 января, 23:21

О чем базар, славяне?

20 июля 2019, 08:00
Людмила Семенова
Когда братские народы в ссоре, песенные конкурсы и прочие совместные культурные мероприятия выглядят фальшиво — и вряд ли будут способствовать примирению.

Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» в нынешнем году прекрасно вписался в канву лицемерной межгосударственной политики. Особенно если смотреть через призму непрекращающегося конфликта с Украиной и невнятных отношений с Белоруссией.

Напомню, что «Славянский базар» возник в 1992 году на руинах Советского Союза благодаря нескольким частным организациям из России, Украины и Белоруссии. В то время он позиционировался как «Международный конкурс молодых исполнителей популярной песни». Главным его условием было исполнение песен славянских композиторов в сопровождении эстрадного оркестра и без голосовых фонограмм. Три страны-учредительницы присылали на конкурс самые большие делегации, но отдельные участники съезжались с разных концов света.

Статус международного фестиваля искусств «Славянский базар» получил в 1995 году. С тех пор это мероприятие включало также детский музыкальный конкурс, День славянской поэзии, показ славянских фильмов и Дни культуры стран-участниц.

Девиз фестиваля — «Через искусство — к миру и взаимопониманию». Возможно, в прежние времена он мог звучать как своеобразный культурный вызов равнодушию политических сил к судьбам и мнениям народов. Но явно не сегодня.

На российском телевидении конкурс традиционно транслирует канал «Россия 1», причем после полуночи. То есть телевизионщики давно отнесли его к категории низкорейтинговых программ. Что же касается состязательного аспекта, который является основным в этом фестивале, то он вообще изживает себя в массовой культуре. На пороге очередного десятилетия XXI века формат музыкального «конкурса талантов» с номинациями, жюри и призами уже неспособен конкурировать с возможностями, которые дает интернет. Премьера клипа на YouTube для начинающего артиста давно значит гораздо больше, чем участие в любом телевизионном конкурсе.

Это объясняется многими факторами. В частности, вкусы и запросы становятся все более разнообразными, что значительно усложняет выбор «лучшего исполнителя». Ведь в культуре и искусстве нет фиксированных планок, как в спорте. И теперь правила диктуют слушатели посредством просмотров, комментариев, лайков и репостов понравившегося видео.

Кроме того, все больше людей испытывают недоверие к подобным, давно ассоциирующимся с официозом, мероприятиям. Их дискредитировали и «Евровидение», распределяющее симпатии по политическим и толерантным, а не музыкальным мотивам, и скандал с шоу «Голос. Дети» на Первом канале в текущем году. Мало кто сейчас примет за чистую монету утверждение, что на конкурсах побеждают именно самые талантливые артисты.

В чем же смысл «Славянского базара» в нынешних реалиях? Хотя целью мероприятия заявлено «объединение творческих сил близких по культуре стран и создание мирного сообщества», оно имеет мало отношения к культурным связям народов и «мягкой силе». Разрыв с одним из ближайших соседей настолько глубок и болезнен, что никакие «мягкие» средства ликвидировать его уже не могут. Особенно с учетом того, как Украина клеймит своих артистов, выступающих в России и выражающих лояльное отношение к ее аудитории. К примеру, Таисия Повалий, выступившая на открытии «Славянского базара» в этом году, формально представляла Украину, но родная страна от нее открестилась именно по причине культурных связей с Россией.

У артистов из Белоруссии такой проблемы нет, и отношения с этим государством сейчас держатся на вежливом, осторожном и, возможно, взаимовыгодном нейтралитете. Однако полезность музыкального мероприятия с вроде бы международным статусом для них тоже сомнительна — вряд ли оно поможет им выйти на мировую сцену, и большинство участников продолжат выступать на концертных площадках Белоруссии и России.

В целом «Славянский базар» превратился в еще один «капустник», составленный из формально скроенных номеров «ветеранов эстрады», между которыми непременно вставляются элементы фольклора — как дань славянскому бэкграунду. Его культурная ценность и значение для дружбы и взаимопонимания вызывает такой же скепсис, как недавнее посещение Путиным и Лукашенко Валаамского монастыря. Верность православным ценностям с недавних пор считается одной из главных «скреп» между нашими народами, и правители научились имитировать ее не хуже, чем прежде изображали веру в коммунистические идеалы.

И грустно вспоминать о том, что ровно десять лет назад «Славянский базар» открывало трио певиц из «братских» стран — россиянка Варвара, украинка Тина Кароль и белоруска Ирина Дорофеева. Их лирическая песня о трех неразрывно связанных сестрах была, возможно, лучшим за последние годы номером, посвященным культурной и духовной близости народов. Но сегодня всем уже не до лирики, а ничего нового учредители фестиваля так и не придумали, довольствуясь пустыми лозунгами.

Людмила Семенова