Posted 27 июля 2019,, 07:00

Published 27 июля 2019,, 07:00

Modified 31 января, 23:24

Updated 31 января, 23:24

Развод — это так по-домашнему

27 июля 2019, 07:00
Людмила Семенова
Российское телевидение легко превращает любую трагедию в фарс и гротеск. Цинизма ему не занимать.

Контент телеканала «Домашний», который вроде бы должен транслировать нечто семейно-умиротворяющее, становится все более хайпово-трешовым. Старожил российского ТВ, псевдодокументальный сериал «Понять. Простить», еще пытается демонстрировать оптимизм и непреложность «вечных ценностей». В его сюжетах, каким бы мрачным ни было начало, обычно торжествует справедливость, дружба и семьи сохраняются, а если уж происходит расставание, то исключительно цивилизованное. Но остальные передачи словно преследуют цель открывать зрителю глаза на жестокие истины.

Основной фишкой канала в последние годы являются судебные реалити-шоу, показывающие депрессивные стороны жизни с легким оттенком не то юмора, не то сатиры. Объединяет их скептическое отношение к семейным институтам. Дети доставляют одни огорчения — начиная с того, что порой оказываются плодами измены. Родители выглядят тупыми и эгоистичными сатрапами или равнодушными маргиналами. О супругах и говорить нечего — выйдя из ЗАГСа, они превращаются в монстров, сосущих друг из друга деньги и энергию.

Наиболее примечательным в этом ряду выглядит шоу о разводах, которое некоторые зрители сочли забавным ответом куда более раскрученной и рейтинговой программе «Давай поженимся!» Так это или нет, но проект «Давай разведемся!» существует с 2014 года благодаря компании «Право ТВ». С программой Ларисы Гузеевой и Розы Сябитовой его роднит явная постановочность, порой доходящая до эпатажа. Кардинальное же отличие состоит в том, что у «Домашнего», видимо, нет денег на знаменитых ведущих и примелькавшихся медийных фриков, поэтому «Давай разведемся!» делает ставку на истории «с нашего двора». Подобные съемки давно уже стали неплохим подспорьем для начинающих или неудачливых актеров.

Сначала программу вела бывшая судья Елена Лестуха, затем ее сменила Екатерина Романова — адвокат, ранее принимавшая участие в других телепроектах («Пусть говорят», «Адвокатские истории» и «Федеральный судья»). Шоу вроде бы повествует о неожиданных причинах развода, проблемах раздела имущества и неприглядных семейных тайнах, которые раскрывает суд. Сама Екатерина Романова заявляла, что опыт в этой программе дал ей возможность помогать людям в сложных жизненных ситуациях и морально, и юридически.

Но даже беглое знакомство хотя бы с несколькими выпусками приводит к мысли, что зрителя опять пытаются надуть, вместо того чтобы откровенно презентовать проект как многосерийную черную комедию.

Неожиданные причины развода? Да сколько угодно! Супруг увлекается «духовными практиками» и «тантрическим сексом» со своими единомышленницами — и избивает жену за то, что она отвлекает его от медитации просьбой купить картошки. Жена решает припугнуть мужа разводом, чтобы отвадить его от любовницы, и лишь в зале суда с ужасом понимает, что он не против разойтись. Прямо на заседании раскрываются прошлые связи со скверным душком, криминальные похождения одной из сторон, внезапные беременности и дети на стороне. Ответчики, истцы и свидетели нередко оказываются в очень близких и весьма запутанных отношениях — что, впрочем, не мешает им с оголтелым азартом топить друг друга.

Представитель правосудия в исполнении Романовой берет на себя функции не то психолога, не то священника, не то сурового ментора, рассуждая о причинах мужской полигамии, о том, что лишний вес вреден не только для брака, но и для здоровья, или о том, какие внутренние проблемы заставляют женщину делать татуировки. Тон ее общения с участниками «заседания» — снисходительный, легкий, ироничный, что совершенно не вяжется с сухим характером судебного разбирательства.

Впрочем, понятно, что ведущая работает на совсем иной формат. И порой делает это с огоньком, выдавая неплохие шутки: «Деньги пригодятся заблудшим овцам», «Это уже четвертый человек, готовый рассказать, как все было на самом деле» или «У вас в поселке единственное средство развлечения — это Карина».

В принципе, ничего плохого в черной комедии нет. Однако в данном проекте смущает то, что очень серьезную и драматичную тему подают как грубый, наспех сочиненный водевиль с актерами, которым велено импровизировать. А ведь распад семьи, означающий и обманутые надежды, и психологические травмы детей, и разрушенные связи родственников и друзей, и проблемы в карьере, и зачастую кровопролитные войны за имущество — процесс более скучный, чем показано в шоу, но одновременно гораздо более сложный и глубокий.

По данным статистики, процент разводов в России чрезвычайно высок — распадается едва ли не половина браков. К тому же люди все чаще выбирают сожительство, которое предпочитают называть «гражданским браком».

Параллельно вошли в обиход выражения типа «союз изжил себя», «мы это переросли», «наступил новый этап». Будто у любви, как у банки консервов, обозначен срок годности, и его окончание — норма. В последнее время даже стали модными вечеринки по случаю расторжения брака — с тортом и подружками. Таким образом рождается целая индустрия на горе женщин, не желающих смотреть правде в глаза (все это ориентировано почти исключительно на них, у мужчин после развода есть более интересные дела).

Гротеск на «Домашнем» стал своеобразным ответом мелодраматическому лицемерию. Шоу о разводах доводит до абсурда простой факт: красиво из такой ситуации не может выйти почти никто. И, увы, оказывается ближе к истине.

Людмила Семенова