Posted 12 августа 2019,, 14:42

Published 12 августа 2019,, 14:42

Modified 31 января, 23:32

Updated 31 января, 23:32

Охранители снова постучались в Youtube

12 августа 2019, 14:42
Иван Преображенский
Популярный сервис сейчас в России едва ли закроют, но под «массовые беспорядки» подведут «иностранную» основу.

В правозащитной среде модно сравнивать жесткую реакцию российских властей на последние политические протесты с «большими» репрессиями 1937 года. Это утверждение правдиво ровно наполовину. Размах нынешних, по сравнению со сталинскими репрессиями, очевидно, не тот. Сотнями тысяч в России, и правда, сажают, но не по политическим причинам. Счет же тех, кого в полном смысле слова можно назвать политическими заключенными, идет просто на сотни. В то же время меньшие масштабы вовсе не отменяют того факта, что происходящее — это именно репрессии. Достаточно сравнить с каким-нибудь менее масштабным авторитарным режимом, чем сталинский, чтобы это стало очевидно. И центральное место в этих новых репрессиях грозит занять масштабное уголовное дело о якобы имевших место в Москве «массовых беспорядках». Его в последние недели следствие, прокуратура и полиция усердно «шьют», вовсю используя новую виртуальную реальность в расчете на то, что она облегчит им процесс подгонки доказательств.

Сразу стоит отметить, что Роскомнадзор не в первый раз выдвигает претензии к Google и его видео-сервису Youtube. Ими, и правда, активно пользуются как оппозиционеры, так и просто неподконтрольные властям «влогеры» (от слов видео и блогер), при этом обладающие многомиллионной поддержкой россиян. Этим летом Google уже был демонстративно оштрафован на смехотворную для этого гиганта сумму в 700 тыс. рублей за якобы невыполнение требований Роскомнадзора по фильтрации запрещенного контента. Точнее, за выполнение их всего на 70-80%.

Пугали Google санкциями и за политику. Не далее как год назад — накануне Единого дня голосования 9 сентября 2018 года. Тогда кремлевская администрация тоже активно искала стрелочников, чтобы списать на них неудачи на выборах губернаторов в трех регионах, где кандидаты от «Единой России» победить не смогли, а также еще по целому ряду проигранных властями более мелких кампаний регионального и муниципального уровней.

Так вот год назад Роскомнадзор уже грозил Youtube санкциями за распространение роликов с призывами прийти на протестные акции в день выборов, которые записывал, например, оппозиционер Алексей Навальный.

Теперь Навальный и его Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) снова в центре внимания, только все заметно серьезнее, чем год назад. Сам он находится под административным арестом, у его юристов и в офисе — обыски, часть сотрудников задержаны. Входящая в его команду Любовь Соболь проводит голодовку в связи с тем, что не была зарегистрирована кандидатом в депутаты Мосгордумы и тоже неоднократно за последние недели оказывалась в полиции.

И вот Роскомнадзор снова давит на Google, на этот раз обвиняя его в том, что «ряд структур, имеющих Youtube-каналы, приобретают у Youtube рекламные инструменты, такие как push-уведомления, для распространения информации о несанкционированных массовых мероприятиях, в том числе направленных на срыв выборов федерального и регионального значения». Иначе говоря, власти пытаются доказать масштабный «цифровой» заговор. Причем Роскомнадзор указывает, что если Google не примет меры реагирования, то это будет расценено как «вмешательство в суверенные дела» России и враждебное воздействие на выборы.

О том же самом, надо заметить, ранее заявляли участники совещания в Совете Федерации. Вслед за верхней палатой российского парламента ближе к концу месяца нижняя — Госдума — тоже планирует обсудить «иностранное вмешательство» в российские выборы. Таким образом, это не просто заговор — это якобы международный заговор, а всех задержанных пытаются записать в условные «иностранные агенты», как в те самые 1930-е годы, когда одним из самым распространенных было обвинение в работе на иностранные разведки.

На этом фоне у задержанных во время протестных мероприятий граждан следователи и полицейские, как говорят правозащитники и адвокаты, практически вымогают телефоны и пароли от них, изучая содержимое личной переписки задержанных. Намерение явно в том, чтобы воспользоваться технологическими свойствами соцсетей для выстраивания образа заговора. Ведь всегда можно связать совершенно незнакомых людей через наличие у них подписки на одни и те же каналы в Telegram или на Youtube, на странички известных блогеров в Facebook, Twitter или «ВКонтакте». Через тот же Youtube и разнообразные мессенджеры и соцсети у многих пользователей расстояние от одного до другого максимум «одно рукопожатие», и это позволяет легко «выявлять» целые сетевые сообщества якобы «оппозиционных активистов», организовавших мифические массовые беспорядки, которых в Москве за все лето, несмотря на все усилия разнообразных провокаторов и силовиков, так и не возникло.

Youtube пока, может быть, и не запретят. Для властей это слишком большой риск. Аудитория сервиса гигантская, отделить развлекательный контент от политического очень тяжело, а заблокировать все сразу — значит простимулировать молодежь массово присоединиться к протестам, чего пока не удалось добиться самим оппозиционерам. Но все эти «предупреждения» Роскомнадзора, круглые столы в парламенте и следственные действия — это явно движение в одном направлении. Это всероссийский заговор по фальсификации обвинений в организации с иностранной помощью массовых беспорядков. И если он удастся, то счет политзаключенных в России легко может пойти уже на тысячи. И вот тогда по масштабности репрессии могут, и правда, приблизиться к 30-м годам прошлого века. Без расстрелов, но с «посадками» и созданием для задержанных условий, которые можно оценить как пытки.

Иван Преображенский