Posted 7 сентября 2019,, 08:16

Published 7 сентября 2019,, 08:16

Modified 31 января, 23:43

Updated 31 января, 23:43

Ни к селу, ни к городу

7 сентября 2019, 08:16
Людмила Семенова
Противостояние «простого народа» и «креаклов» в представлении российских телевизионщиков выглядит как сборник анекдотов.

Новый ситком от канала ТНТ — сериал «Жуки», посвященный социальному и ментальному расслоению в России, — был широко разрекламирован и уже удостоился хвалебных рецензий от критиков. Отзывы зрителей пока достаточно противоречивы. Конечно, создатели проекта поднимают злободневный вопрос: способны ли понять друг друга люди из разных слоев общества и есть ли у них шанс стать единым народом? Но формат проекта не очень вяжется со столь серьезным посылом.

В центре сюжета — трое молодых москвичей, разработавших новое приложение для быстрых знакомств и надеющихся продать его крупному инвестору (Игорь Верник). Когда сделка срывается и парни попадают под призыв, они отправляются на альтернативную службу в деревню Жуки, которая по сценарию расположена в Саратовской области. Здесь трое модных и современных стартаперов — Никита (Вячеслав Чепурченко), Дэн (Павел Комаров) и Артемий (Вадим Дубровин) — вынуждены разносить пенсии старикам, лечить скот и обучать детей информатике, несмотря на отсутствие в селе компьютеров и интернета. А заодно — познавать мир, который, оказывается, не ограничен роскошными бизнес-центрами, богемными кафе, креативными пространствами и виртуальным общением.

Режиссер «Жуков» — Константин Смирнов, известный по комедийным проектам на каналах ТНТ и СТС («Универ. Новая общага», «Беглые родственники», «Zомбоящик»). Почерк сериала выдает, что над ним также работали люди, стоящие у руля Comedy Club Production, — Артур Джанибекян и Вячеслав Дусмухаметов. Чем же стал их новый проект — добродушной эксцентрической комедией, едкой сатирой или очередным проходным продуктом?

В сущности, «Жуки» — это история про отсутствие взаимопонимания между «простым народом», упорно сопротивляющимся всему новому и требующему хоть какого-то развития и движения, и «креаклами», которые так стремятся выделиться из «серой массы», что незаметно для самих себя деградируют в нормальных, житейских проявлениях.

Разумеется, это чрезвычайно благодатная тема для юмора и сатиры, на которую в советское и новое время было снято множество фильмов и сериалов. А сегодняшний день обогащает ее стремительной сменой тенденций, традиций и декораций в крупных мегаполисах, за которыми провинция не может угнаться.

Но после просмотра «Жуков» складывается впечатление, что зрителю просто бросили в лицо ворох стереотипов, вроде веры невежественных людей в излучение от мобильных телефонов. Да и пещерный уровень знания компьютерных технологий показан очень уж прямолинейно и натянуто.

То, что троица главных героев и их новые знакомые общаются, как говорилось в «Формуле любви», «хоть и по-русски, а на разных языках», дает поводы для множества шуток и нелепых ситуаций. Правда, нужно уточнить: чаще всего москвичи озадачивают провинциалов новомодными словечками, заимствованными из английского — вроде free love. Не говоря уже о том, что объяснить сельскому жителю пользу веганства, как это пытается сделать один из героев, в принципе довольно сложно.

Однако возникает вопрос, кто в этом диалоге более нелеп. Тот, кто не видит мира дальше своего двора и в лучшем случае старенького телевизора — или тот, для кого вселенная ограничена экраном смартфона и множеством приложений, облегчающих жизнь? Тот, кто застрял на аграрной стадии развития общества — или тот, кто подменил осязаемую жизнь виртуальной? Тот, кто просто пытается выжить — или тот, кто смыслом своего существования избрал самолюбование в антураже здорового образа жизни, свободных отношений, космополитизма и индивидуальности?

Естественно, «придурь», приписываемая и «народу», и «креаклам», очень гипертрофирована. Особенно это касается главных героев. Сквозь откровенно шутовской характер показанных в сериале конфликтов столичных жителей с сельскими, из которых наиболее колоритны представитель закона в исполнении Максима Лагашкина и недавно вышедший из тюрьмы Толик (Владимир Епифанцев), прорисовываются многие аспекты нашего сознания.

Поколение миллениалов растет внутренне самодостаточным, но не слишком приспособленным к окружающей среде. «Продвинутые» молодые люди знают о возможности выбора, о том, что не нужно слепо уповать на начальство и правительство, как, впрочем, и на общественную мораль. Они образованы, любознательны и в плане интеллекта имеют очевидный перевес. Но в то же время они зачастую более слабы в бытовых конфликтах и, не боясь социальных и политических катаклизмов на словах, в реальности с трудом адаптируются к некомфортной обстановке. У типичного «плебея», показанного в этом сериале, выживаемость куда выше.

В целом сериал «Жуки» вроде бы сфокусирован на пересечении прошлого, настоящего и будущего. Но избыточно грубый юмор и надоедливое музыкальное сопровождение делают его похожим на сборник анекдотов, а не на цельную историю. Авторы словно заведомо отвергли возможность развития персонажей и налаживания между ними культурного контакта — ведь если герои поймут друг друга и научатся вести себя по-человечески, смеяться будет просто не над чем.

Людмила Семенова