Posted 13 сентября 2019,, 09:15

Published 13 сентября 2019,, 09:15

Modified 30 марта, 16:00

Updated 30 марта, 16:00

Ненависть к Западу — последняя скрепа?

13 сентября 2019, 09:15
Александр Желенин
Социологи показывают интересную картину: все меньше наших сограждан считают Россию европейской страной, при этом уровень одобрения ЕС растет.

Результаты социологического опроса «Левада-центра», опубликованные на этой неделе, вновь актуализировали тему, озвученную недавно президентом Франции Эммануэлем Макроном. Напомню, что после встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным и, видимо вдохновленный им, Макрон назвал Россию «очень глубоко европейской страной», а также написал, что верит в «Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока». Тут ему, конечно, флаг в руки, поскольку верить можно во что угодно… Например, в то, что Земля — плоская…

Однако, назвав Россию «очень глубоко европейской страной», французский президент, вероятно, вверг российских патриотов в глубокое смятение, поскольку, с его-то стороны, как мы понимаем, это было комплиментом, а им такая похвала могла и не понравиться, так как они убеждены, что Россия — не Европа.

Азией они себя, впрочем, тоже считать не хотят, а традиционное представление о своей стране у них состоит в том, что Россия — не Европа и не Азия, а нечто третье — уникальное и неповторимое. Это представление о России в целом совпадает и с основными постулатами официальной пропаганды, которая утверждает примерно то же самое. Не случайно у нас весьма популярны идеи евразийства. Дескать, и географически оно так — страна находится и в Европе, и в Азии, — и ментально то же самое.

В связи с этим результаты опроса «Левада-центра», в котором россиян спрашивали об их отношении к США, Евросоюзу, Германии и Грузии, особенно интересны еще и потому, что два вопроса там как раз касались «европейскости» России.

Характерно, что в августе 2019 число россиян, которые относятся к Германии «очень хорошо» или «в основном хорошо» оказалось самым низким за последние 22 года. Чем это объясняется, понять достаточно сложно, однако, даже несмотря на этот факт, число тех, кто позитивно относится у нас к этой стране, сегодня все еще составляет абсолютное большинство — 61%.

Соответственно, количество тех, кто в России относится к Германии «очень плохо» или «в основном плохо» в общем и целом достигло своего максимума — 25%. Не смогли определиться с ответом 14%.

Любопытно, что даже в тот момент, когда антизападная риторика в России достигала своего апогея, то есть в 2015 году, число россиян, положительно относившихся к Германии, составляло 73%. Приходится констатировать, что здесь официальная российская пропаганда своих целей не достигла.

Иное дело США. Если отследить колебания российского общественного мнения по отношению к этой стране примерно за такой же длительный период, то мы увидим, что оно всегда достигало пика отрицательных значений в периоды кризисов. Например, в конце 2008 и в 2009 годах, когда российский президент, а за ним и российские СМИ популярно объяснили своим гражданам, что в мировом экономическом кризисе виновата Америка.

Впрочем, устойчиво отрицательным отношение россиян к США стало, как несложно догадаться, с 2014 года, когда российское телевидение просто захлебывалось в антиамериканской истерике. Например, если в декабре 2013 года число россиян, которые относились к США «хорошо» составляло 48%, а тех, кто относился к ней «плохо» 37%, то уже в январе 2014 года соотношение изменилось — 43% респондентов заявили, что относятся к Америке хорошо, а 44% — плохо.

В мае того же 2014 года этот перекос усилился еще больше. Лишь 18% ответили, что относятся к США «хорошо», зато вариант «плохо» выбрали уже 71% опрошенных. Почти все последние пять лет это соотношение менялось мало, и только недавно, в августе 2019, число тех, кто относится к США «плохо» и «хорошо» стало почти одинаковым (соответственно, 44% и 42%).

Как ни странно, произошло это выравнивание на фоне очередного всплеска антиамериканской истерики, связанной с утверждениями российской пропаганды, согласно которым протесты в Москве против отказа зарегистрировать оппозиционных кандидатов на выборах были инспирированы из-за рубежа (читай, Америкой). Впрочем, не исключено, что подъем рейтинга США у российских граждан в августе 2019 связан с тем, что сам опрос был проведен еще до пика московских протестов (он был завершен 28 августа), так что утверждения о том, что во всем опять виноват вездесущий Госдеп, до провинции возможно еще просто не докатились…

Отношение россиян к Евросоюзу представляют собой почти кальку отношения к США. С той только разницей, что после 2014 года число тех, кто в России относится к ЕС негативно, больше числа тех, кто относится к нему положительно лишь на проценты (максимум — в два раза), а количество ненавистников Америки в течение последних пяти лет в РФ обычно в три (и более) раз превышает число тех, кто относится к ней положительно.

Однако август 2019 года принес небольшую сенсацию. Впервые с 2014 года число россиян, которые относятся к Евросоюзу «хорошо» довольно значительно обогнало тех, кто относится к нему «плохо». Соответственно, 49% против 34%.

Здесь, как раз, стоит взглянуть на то, как отвечали наши сограждане на вопрос: «считаете ли вы Россию европейской страной, или Россия — это не европейская страна?». На сайте «Левада-центра» представлены ответы на этот вопрос только за август 2008 и август 2019. В первом случае 52% опрошенных заявили, что Россия — европейская страна и лишь 36%, что не европейская. Во втором соотношение практически прямо противоположное: в августе 2019 только 37% россиян считают Россию европейской страной, в то время как 55% уверены в обратном.

Трактовать эти цифры можно по-разному. С одной стороны, мы видим, что сегодня большинство жителей России, вопреки утверждениям (а по большей части, вероятно, надеждам) президента Франции Макрона, отрезали себя и свою страну от Европы. С другой, мы сейчас не можем с уверенностью сказать, что именно это означает. Что люди поддались на удочку официальной российской пропаганды? Или что преобладающее мнение о том, что Россия — не европейская страна — это просто констатация определенного факта на фоне разочарования в действиях своего руководства?

Не исключено, что как раз последнее. Особенно с учетом роста положительного рейтинга Европейского Союза в глазах россиян, начавшегося в августе текущего года.

Александр Желенин