Posted 14 сентября 2019,, 07:04

Published 14 сентября 2019,, 07:04

Modified 31 января, 23:46

Updated 31 января, 23:46

Все врут, а дипломаты — особенно

14 сентября 2019, 07:04
Людмила Семенова
Комедия положений с политическим подтекстом на российском телевидении легко превращается в нелепый фарс.

Первый канал открыл новый телесезон сериалом «Дипломат», призванным, вероятно, поиронизировать над изнанкой системы международных отношений. Похоже, главный посыл проекта в том, что искусство дипломатии чуть менее чем целиком построено на лжи и фарсе. Примеры, иллюстрирующие это на экране, гипертрофированы и выглядят скорее мрачно, чем забавно, — хотя жанр заявлен как комедийный.

Сериал был снят режиссером Юрием Кузьменко по сценарию Аллы Криницыной и готовился к выходу в прошлом году, но по ряду причин премьера была перенесена на нынешнюю осень. Главный герой — потомственный сотрудник российского МИДа Петр Лучников (Александр Лазарев-младший), блестящий демагог и дамский угодник. Вокруг этих его качеств и закручиваются все события. Сюжет состоит из двух то и дело пересекающихся линий: одна посвящена профессиональному обману, другая — личному.

Для того, чтобы достоверно показать международные отношения, к съемкам привлекли актеров из разных стран, в том числе популярного в России Вилле Хаапасало, а также африканских студентов, обучающихся в российских вузах. Исполнители главных ролей в кадре говорят на разных языках. Насколько это помогло добиться правдоподобности, судить зрителю, но столь тщательный подход к форме заслуживает уважения.

Что же касается содержания, то для главного героя лукавство представлено чем-то вроде способа выживания во всех карьерных и личных хитросплетениях. На работе нужно договариваться с представителями разных государств, подстраиваться под диковатые пожелания южан и трезвые расчеты северян, избегать гнева вышестоящих должностных лиц и обучать менее опытных сотрудников «служить Родине». А вне ее (и зачастую ей в ущерб) Лучников разрывается между бывшей и нынешней женой, несколькими любовницами, детьми и родителями. Все они любят впутываться в истории, разбираться в которых приходится герою. И для этого он прибегает к игре словами, которая поначалу неплохо срабатывает, но затем становится для него ловушкой.

Ни для кого не секрет, что политики без лжи не бывает. Однако если на минуту представить, что дипломатия действительно устроена именно так, как показано в этом сериале, то становится не по себе. Главный герой то и дело апеллирует к тому, что срыв какого-нибудь соглашения приведет к мировым катаклизмам, однако все эти соглашения в итоге выглядят какой-то бессмысленной возней, дискредитирующей идею служения родине. Тем более что сам Лучников всегда готов отвлечься от дел, чтобы решать проблемы своих многочисленных родственников.

Безусловно, перепутанные документы и имена, чудаковатые персонажи и превратности в «амурных» делах — благодатная почва для комедии положений. С этой точки зрения «Дипломат» можно было бы рассматривать как вполне непритязательный, расслабляющий сериал, который органично разыгрывался бы и на другом фоне, далеком от государственных дел.

Однако все портят странные неестественные шутки и герои, не вызывающие симпатии и желания сопереживать — не из-за их морального облика, а просто из-за отсутствия обаяния и внутренней силы.

Юмористическая составляющая смущает и рушит связную конструкцию с самого начала, когда в кадре появляется заикающаяся сотрудница Лучникова — Инга Твердохлебова (Анна Старшенбаум). По сюжету она, как и главный герой, продолжает дипломатическую династию и на этом основании место в МИДе ей гарантировано. Но дефект речи заставляет женщину метаться между «исцелением любовью», катанием шариков, скороговорками и угрозами хирургического вмешательства. К слову, ее конфликты с Лучниковым, балансирующие на грани симпатии, смотрелись бы забавно и без этой раздражающей детали.

Что до иностранных персонажей, то они неплохо сыграны (Анна Котова-Дерябина в роли финки Айну, Яна Сексте, играющая голландскую представительницу Вандербилт), но зачастую грешат стереотипностью, навязанной сценарием. Особенно это касается Африки, которая в сериале фигурирует именно как материк — выбрать конкретное государство авторы почему-то постеснялись. Возможно, опасаясь обвинений в расизме — ведь по сюжету африканские партнеры в ответ на все ухищрения Лучникова демонстрируют первозданное и незамысловатое нахальство.

Главным плюсом сериала следует назвать игру Александра Лазарева-младшего — хотя его герой и вызывает неприязнь своим хроническим и зачастую бредовым враньем, личное обаяние актера это сглаживает. Кстати, в «Дипломате» он снялся вместе со своей матерью Светланой Немоляевой и дочерью Полиной Лазаревой. И если представители молодого поколения ничего яркого не показали, то трио Немоляевой с Игорем Ясуловичем в роли Лучникова-старшего и Александром Адабашьяном, играющим ее поклонника, работает на совесть и с огоньком.

В целом основной проблемой «Дипломата» можно назвать отсутствие развития персонажей и поверхностный подход к затронутой проблеме. Всем известно, что мелкая ложь тянет за собой большую, и это ничем хорошим не заканчивается — ни в карьере, ни в семье. Снимать об этом кино можно и нужно, но хотелось бы чего-то более глубокого, чем однообразная чехарда дурацких недоразумений.

Людмила Семенова