Права по осени ужимают

Руководство Госдумы пальцем одной руки грозит правительству, а другой зазывает чиновников вместе душить последние парламентские свободы.


За два года до выборов на Охотном ряду начались какие-то странные метания. © Фотослужба Государственной Думы

В последнее время в глаза бросается явная двойственность политики думского руководства в отношении правительства. Нет, ранее поставленная задача — усилить авторитет Госдумы и ее роль в принятии властных решений, добившись равноправия с правительством и президентской администрацией, никуда не делась. И в направлении усиления политического влияния Госдумы действительно предпринимается немало шагов, хотя по большей части они и носят формальный характер.

Но под конец созыва (а до выборов в Госдуму осталось всего-то два года) на Охотном ряду начались какие-то странные метания. С одной стороны, спикер Госдумы Вячеслав Володин, открывая осеннюю сессию Госдумы, радует всех новостью, что депутаты теперь будут принимать больше законов прямого действия и тем самым не отдавать их исполнение на откуп правительству, которое еще неизвестно что напишет в своих подзаконных актах, а то и вовсе забудет их издать. А с другой стороны тут же предпринимаются шаги по удушению последних депутатских свобод, которых и так осталось наперечет, причем делать это намерены в союзе с чиновниками все того же правительства.

Яркий пример — одобренный Госдумой во вторник в первом чтении законопроект, среди авторов которого числится небезызвестный сенатор Андрей Клишас. Принятыми нормами нижней палате парламента де-факто запрещается принимать к рассмотрению поправки в Административный кодекс без санкции из Белого дома. В нем так и говорится: «Проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официального отзыва Правительства Российской Федерации».

Чтобы было понятно, речь идет по большей части о законодательных инициативах депутатов направленных на то, чтобы в очередной раз ввести или отменить какие-нибудь штрафы. Теперь на их пути возводится бюрократический барьер, и в Госдуме утверждают, что это просто необходимо, потому что многие парламентарии откровенно злоупотребляют своим законотворческим правом. Иначе говоря, вносят законопроекты, чтобы «попиариться» или лоббируют интересы конкретных структур.

В комитете Госдумы по госстроительству и законодательству заявили, что не успевают разгребать весь этот «законотворческий мусор» и хотели бы «упорядочить процесс». Тем более что сейчас все равно идет работа над новым Административным кодексом, так что все нынешние потуги парламентариев поправить действующий автоматически лишаются смысла.

Между тем, действующий закон требует от депутата обзавестись заключением правительства перед внесением своего законопроекта в Думу в четко перечисленных случаях. А именно, если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также расходов, покрываемые за счет федерального бюджета. При этом чиновники должны подготовить заключение в течение месяца.

А вот отзыв может быть подготовлен на любой законопроект, при этом его наличие или отсутствие не является препятствием для рассмотрения документа в Госдуме. По сути, в нем содержится лишь оценка правительства предложений парламентариев, которые вправе ее учесть, а могут и проигнорировать.

Но это только в теории, на практике в Госдуме редко принимают законы, на которые правительство прислало отрицательный отзыв. Так, например, сейчас парламентарии обязаны обзаводиться отзывом правительства, а также Верховного суда при внесении законопроектов с изменениями в Уголовный кодекс. Теперь похожая норма будет действовать и в отношении законопроектов, предусматривающих изменения в Административный кодекс.

Надо полагать, если бы в момент обсуждения этого законопроекта на заседании Думы присутствовал ее спикер Вячеслав Володин, то он точно бы сказал, что такая мера призвана повысить качество законодательной работы Госдумы и улучшить ее имидж в глазах избирателей. Но отдельные депутаты сразу догадались, что под этим соусом их в очередной раз пытаются просто «ужать в правах».

Конкретно — ограничить в праве на законодательную инициативу, а в более широком смысле, просто затормозить законодательный процесс. Ведь вносить подобные проекты в Думу реже не станут, а вот работы прибавится у всех. К тому же закон не прописывает сроки, в течение которых чиновники должны прислать свой ответ, а это значит, что депутаты могут ожидать отзывов на свои проекты месяцами.

Нас же больше интересует список депутатских свобод и прав, который постоянно сокращается на протяжении всех последних думских созывов — так, что депутаты Госдумы уже давно перестали по большому счету представлять народ, а превратились в крепостных у руководства своих парламентских фракций.

Дефицит свободы и власти у депутата станет особенно заметным, если, например, он решит внести законопроект о миллионном штрафе для чиновников за «неуважение народа». Боюсь, что в таком случае отзыва из правительства придется ждать ой как долго. Но в этом и заключается сила Госдумы — пойти наперекор правительству и Кремлю, когда этого требуют избиратели. Впрочем, парламентарии далеки от народа, поэтому и представления у них другие.

Елена Земскова


Ранее на тему За пять лет в РФ привлекли к ответственности 1,6 тыс. судей

В Госдуме предложили ввести штраф за невыполнение требований депутатов