«Лупите его учебником, я разрешаю»

Поддержка гражданами педагога, бросающегося на подростков с кулаками и матом, — приговор нашему обществу. Торжество бессилия и безответственности.


Кто должен воспитывать наших детей? © FreeImages.com Content License

В Тюменской области уволили учителя ОБЖ. Он матерился на школьников, угрожал им, дергал за руки, толкал. В общем, ситуация ужасная. Но ее развитие — это просто какой-то ад. Сразу же после инцидента в защиту педагога выступили его ученики и их родители. Натурально вышли на митинг перед школой. В сети прошел флэшмоб «ЯмыСадлинский». Петицию против увольнения учителя подписали более 11 тысяч человек.

И это не единственный такой случай. В Краснодаре родители, помнится, защищали воспитательницу, обзывавшую ребенка тварью и заставлявшую его целовать землю. Там поддержка была не такой масштабной, но все же.

Что это — стокгольмский синдром, милость к падшим или просто мир сошел с ума? Нет, это кризис современного родительства.

Многие сегодня откровенно не справляются со своими детьми. И даже не пытаются это делать! Им хотелось бы, чтобы за них — за их ошибки и упущения — отдувались педагоги.

В семье упускают детей по разным причинам.

Одни понимают воспитание лишь как систему запретов и наказаний — и ждут того же от школы.  Именно эти граждане, комментируя очередной педагогический скандал, пишут что-то в духе: «С нашими детьми по-другому никак, а учителя тоже люди, ничто человеческое им не чуждо». «Человеческое» в их системе ценностей — это орать, унижать, хватать, трепать. Никогда не забуду маму, которая мне предлагала лупить ее сына учебником по голове.

Такие родители сейчас не составляют большинства. Все же просвещение, обсуждение в обществе проблем различных форм абьюза и идеология детоцентризма сделали свое дело. «Свинцовые мерзости русской жизни» постепенно рассеиваются.

Зато появилась другая крайность — родители, любящие своих чад безусловной любовью в лучших традициях популярной психологии. Жесткие методы в педагогике они, конечно, не одобряют (хотя порой предпочитают не замечать, ведь «все не так однозначно»). Однако их дети часто оказываются неуправляемыми и неспособными себя контролировать.

Таких «прогрессивных» мам и пап нынче много, но, кажется, и их популяция уменьшается.

А вот кого становится больше, так это родителей, которые очень много работают, очень сильно устают и очень мало интересуются жизнью детей. В их представлении цветы из детей должны выращивать педагоги — им за это зарплату платят. Каким образом? Ой, все равно, главное, чтобы учитель человеком был хорошим, а если он там когда-то где-то неформально… Как говорится, «нам тоже указкой по рукам били — и ничего, выросли».

Вообще образ этакого неформального, но душевного педагога, который тоже человек и у которого нервы не железные, появился в девяностые. Тогда совпали две тенденции: дети оказались в массе заброшены, а в обнищавших школах стали работать случайные люди, не имеющие никаких педагогических способностей и не желающие их развить. Они отличались от строгих учительниц старой закалки какой-то расхлябанностью и общим пофигизмом. Впрочем, эти качества нравились ленивым подросткам, воспринимались ими как обаяние и философское отношение к жизни.

Можно привести в пример учителя Служкина из романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил". Книга замечательная. И литературный образ притягательный — этакий ироничный новый лишний. Как человек Служкин вызывает всяческое сочувствие. Но как педагог он абсолютно профнепригоден. Опустим сюжетные моменты, когда он напивается на глазах учеников и целуется с ученицей. Это литература, иначе читать неинтересно. Приглядимся к деталям.

Служкин учит своему предмету, заставляя бесконечно конспектировать параграфы скучного учебника и даже не пытаясь никого заинтересовать географией. При этом он орет, лепит двойки за поведение, оскорбительно шутит, швыряет портфели учеников, читает стихи собственного сочинения, разглагольствует обо всем подряд — и в итоге зарабатывает авторитет среди подростков.

Сегодня образ этакого «зачетного препода» возвращается. И ему симпатизируют уже не только дети, но и их родители. Почему? Потому что у них самих не хватает ни сил, ни воли, ни времени на детей. Потому что они сами ужасаются плодам своего воспитания. Точнее — его отсутствия.

Ведь воспитание — это создание благоприятных условий для ребенка. Это спокойная атмосфера дома, общение и тепло, совместные просмотры хороших фильмов, разговоры о книгах, прогулки в парках, музеи, кружки. А у наших детей дома телевизор с его вечной руганью на ток-шоу, без конца выясняющие отношения задерганные родители, и как результат — бегство от всего этого до самого утра в YouTube к Фейсу и Бузовой.

Кто-то должен детей из этого вытащить, вернуть их к реальности? Конечно! Но пусть это будет… кто-нибудь. Какой-нибудь специалист на зарплате. Кто-то сильный и смелый. Ну или тот, кто не в силах больше все это терпеть.

Марина Ярдаева


Ранее на тему В Госдуму внесен закон о льготой аренде для книжных магазинов